Наследие Роберта Лоуренса Стайна в бездушной переработке Disney.
В середине 90-х годов литературная серия подростковых страшилок под названием «Мурашки» стала своего рода неизменным атрибутом подрастающего поколения миллениалов. В сюжетах Стайна дети младшего и старшего школьного возраста попадали в загадочные ситуации и переживали мистические явления, проводили лето в лагерях-призраках и прятались от пугала-убийцы на кукурузных полях — в общем, воплощали все, о чем обычные подростки могли лишь мечтать. Редкий литературный успех Стайна не мог не привлечь киноиндустрию — «Мурашки» попали под крыло канадского телевидения и впоследствии превратились в культовую хоррор-антологию, которая была слепо предана букве оригинала и создавалась по большому счету для многомиллионной фанатской базы Стайна. В свое время сериал «Мурашки» стал карьерным трамплином для таких известных актеров, как Райан Гослинг и Хейден Кристенсен, и заметно повлиял на развитие индустрии подросткового кино в нулевых.
Впоследствии литературная серия Стайна перекочевала в Голливуд — права на адаптацию его рассказов получила студия Sony Pictures, которая по тем или иным причинам отказалась делать полноценный сериальный ремейк «Мурашек», вместо этого был выпущен одноименный фильм «Ужастики» с Джеком Блэком в главной роли, который привлекал зрителей узнаваемыми элементами вселенной Стайна — говорящей куклой-марионеткой и волшебными часами с кукушкой, — но при этом рассказывал свою собственную историю, в которой Роберт Лоуренс Стайн боролся со злодеями из своих же произведений.
Новый сериальный проект Hulu и Disney, вышедший на экраны в начале октября, также сложно назвать полноценной адаптацией литературных «Мурашек». Впрочем, из книг это шоу заимствует гораздо больше предыдущих двух фильмов.
В начале 1993 года подросток Гарольд Биддл погибает в подвале дома при весьма загадочных обстоятельствах. В наше время группа подростков решает устроить в этом же доме вечеринку на Хэллоуин, которая и приводит к столкновению с древними темными силами. В нового хозяина жилплощади и по совместительству учителя английского в местной школе (Джастин Лонг) вселяется дух погибшего подростка, который, по всей видимости, задумал собственный план мести.
В первом же эпизоде новых «Мурашек» создатели идут с козырей и вставляют сюжет с фотоаппаратом смерти (в оригинальном сериале в аналогичном эпизоде, к слову, снимался Райан Гослинг), который считается одним из самых любимых среди поклонников творчества Стайна. Однако сюжетной канвой рассказа, в котором группа подростков пытается разгадать загадку проклятого устройства, в сериале осознанно жертвуют, продвигая на первый план совершенно новое повествование, не имеющее к Стайну никакого отношения. В центре событий новых «Мурашек» находится маленький провинциальный городок, созданный по типу кинговского Касл-Рока. Сценаристы Роб Леттерман, режиссер полнометражных «Ужастиков», и Николас Столлер в буквальном смысле превращают книги Стайна в утраченные артефакты прошлого, которые неожиданно напоминают о себе в настоящем и снова портят жизнь запутавшимся тинейджерам.
В каждой отдельной истории Стайна всегда таилось какое-нибудь нравоучение, моральный урок, который так или иначе переживал главный герой. В новых «Мурашках» маска самоуверенности и фотоаппарат смерти ничему не учат, а представляют лишь непосредственную угрозу для обывателей, впервые столкнувшихся с чем-то мистическим. В этом, пожалуй, заключается фундаментальный минус сериала, авторы которого обесценили литературный первоисточник до первобытной страшилки ради того, чтобы втиснуть в «Мурашки» вторичный, но достаточно популярный на современном ТВ сюжет о темных тайнах маленького городка. Новое поколение главных героев и их проблемы, по изначальной задумке, должны апеллировать к зумерам, однако стерильный подход Disney мешает «Мурашкам» затронуть действительно противоречивые темы, такие как подростковый секс или наркотическая зависимость. Вместо этого персонажи-подростки страдают от элементарного родительского давления, плохих оценок в школе и нереализованных спортивных амбиций. Как показал новый проект Майка Флэнегана «Падение дома Ашеров», даже классические тексты вполне успешно поддаются деконструкции, что уж говорить о «Мурашках» Стайна. Проблема нового сериала в том, что, отказываясь от старого, он упорно не привносит ничего нового, оставаясь в зоне комфорта привычной тинейджерской жвачки, которая не создает лишних творческих рисков, а посему влюбить в себя никак не способна.