Достойная и понятная криминальная драма о неуёмной человеческой жадности.
В середине 1990-х рабочего аффинажного завода Цыганкова (Олег Савцов) начальство обвинило в краже золотых слитков и заставило дать ложные показания на Леонида Максимовича (Олег Меньшиков), одного из теневых королей провинциального городка. Через пару дней рабочий исчез навсегда, также пропала солидная партия слитков. В наше время Леонид Максимович выходит на свободу и знакомится с сыном, по-видимому, замученного трудяги с завода — талантливым автоугонщиком Цыганом (Фёдор Федотов). У парочки общий враг — ударившийся в православие нынешний директор завода Осинский (Филипп Янковский).
Два первых эпизода «Прелести» показали на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», где сериал остался без призов. В продюсерах отвечавшие за проекты «Мир! Дружба! Жвачка!», «Люся» и «Контакт» Антон Щукин, Антон Зайцев и Артём Логинов. Сценарий написал молодой Георгий Меньшиков, работавший над короткими метрами «Сложноподчинённое» и «На трубах». Все эпизоды поставил Динар Гарипов, режиссёр второго сезона мистического хоррора «Территория».
Действие сериала развивается в не названном провинциальном городке, коих в России сотни. Вся жизнь здесь вращается вокруг градообразующего предприятия. В 1990-е прибыльный завод делили, а в наше время благодаря плотной спайке бизнеса и власти ничего поменять уже нельзя. Населённый пункт законсервировался. Центром повествования является противоборство Леонида Максимовича и Осинского. Вышедший из тюрьмы криминальный босс все эти годы где-то прятал золото, а теперь рассылает слитки верхушке города. Мэр, полиция и прочие органы власти подчинены Осинскому. Всё это люди явно не бедные, но драгоценный блестящий металл манит, предела алчности нет. Может быть, городская элита ради денег готова сместить директора завода. Рассказчиком в сериале выступает Леонид Максимович, который вкрадчивым голосом говорит о разрушительной силе золота. Заодно нарратор выступает в роли летописца основных событий в городе.
Леонид Максимович с длинными грязноватыми седыми волосами и в чёрном плаще после освобождения возвращается в замок, который несколько десятков лет ждал хозяина. В свободное от построения плана мести время затворник, отечественный граф Монте-Кристо, рисует икону. Помогает авторитету колоритный бандит Буба (Максим Коновалов, звезда «Бумера»). Осинский вроде бы должен быть полной противоположностью Леонида Максимовича, но убеждения и методы борьбы двух оппонентов схожие. Директор завода любит охоту, объезжает город в тонированной машине и регулярно наведывается в храм. Если представители властной верхушки по первым эпизодам напоминают местами мерзкое, местами забавное стадо чиновников из книг Гоголя или Салтыкова-Щедрина, то замаливающие старые грехи Осинский и Леонид Максимович вышли из романов Достоевского.
Не стоит думать, что «Прелесть» сосредоточена вокруг исключительно узнаваемых криминальных разборок. Цыган выступает героем романтическим. Угонщик попадает в ДТП с дочерью Осинского Ариной (Елизавета Кононова). Между случайными знакомыми тут же пробегает искра. Формально Цыган и Арина относятся к противоборствующим лагерям, так что есть намёк на историю Ромео и Джульетты. Вскоре после первой встречи дочь Осинского даёт угонщику почитать «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, словно бы толкает горячее сердце на борьбу с давно прогнившей системой.
С технической точки зрения «Прелесть» не может похвастаться головокружительным визуальным рядом и изобретательным монтажом. Проект снят весьма стандартно, по всем канонам отечественной сериальной индустрии, без резких движений. Драйва «Прелести» добавляет любопытный саундтрек. Например, все приключения Цыгана, а сцены угонов занимают значительную часть первых эпизодов, сопровождает трек «Вечно молодой», только не в оригинальном исполнении «Смысловых галлюцинаций», а в более динамичной аранжировке, с синтезаторным звучанием от Symbol.
Хотя отечественный зритель мог давно утомиться от бандитских разборок, тянущихся ещё из 1990-х, «Прелесть» ориентируется на криминальные саги вроде «Крёстного отца» или «Прослушки». Да, сравнение, безусловно, слишком комплиментарное, но, несмотря на набор хорошо знакомых ингредиентов, проект не вызывает раздражения, а литературные ассоциации приподнимают сериал над безликими конкурентами. В конце концов истории о мести и любви, отцах и детях универсальны, разнятся лишь обстоятельства.
Если это действительно так , и можно проводить обьективные параллели, значит сценари...сты хорошо потрудились.
Интересно посмотреть