Мастер комедии по-французски Клод Зиди ("Он начинает сердиться", "Чудовище", "Откройте, полиция!") представил московским зрителям свою новую картину "Клуб" в рамках фестиваля французских фильмов.
Мастер комедии по-французски Клод Зиди ("Он начинает сердиться", "Чудовище", "Откройте, полиция!") представил московским зрителям свою новую картину "Клуб" в рамках фестиваля французских фильмов.
"Клуб" – легкая комедия о молодых парнях, которым местная полиция запретила посещать все увеселительные заведения в течение года. Но жизнь на этом не кончается, и выход есть – ведь можно открыть свой личный клуб.
Карьеру в кино Зиди начал в 60-е годы, работая оператором у Алена Жесуа и Клода Шаброля. Дебютировал в режиссуре в 1971 году картиной "Безумные солдаты", в которой, как и в последующих трех лентах, участвует группа комиков "Шарло" (наиболее известен нашему зрителю фильм "Новобранцы идут на войну").
Ваша картина "Астерикс и Обеликс против Цезаря" – для семейного просмотра. "Клуб" ориентирован на молодежную аудиторию. Чем объясняете "омолаживание" адресата Ваших картин?
Конечно, я хотел снять картину для молодых с молодыми актерами, но никогда нельзя полностью прогнозировать, для какого зрителя предназначен твой фильм – создаешь для одних, а приходят другие.
В картине "Клуб" заняты незнакомые нашему зрителю актеры. Принципиален ли Ваш отказ от ставки на кинозвезду?
После "Астерикса и Обеликса" – фильма тяжелого, масштабного, мне захотелось снять нечто более легкое, с долей фантазии и с молодыми актерами. Когда работаешь с молодыми, никогда не знаешь, что произойдет, возможно, в дальнейшем они станут звездами. Что касается фильма "Клуб", я хотел вновь пережить то, что я делал в картинах "Придурки…". Это, скорее, – возобновление традиции, чем нечто новое.
Ваши герои из фильма "Ужасный беспорядок" все время пытались что-то организовать: то магазин-супермаркет, то мастерскую по ремонту мотоциклов, но им не везло. А персонажи "Клуба" несмотря на козни конкурентов, добились успеха. Мне кажется, в сюжетах этих картин есть аналогия. И символично, что, когда Вы начинали свой путь в режиссуре, было много сложностей, а теперь Вы – признанный мастер, и Вашим героям сопутствует удача.
Да, действительно… Я не подумал об этом совпадении. Но именно то, что моим героям сопутствует успех, я воспринимаю как слабый момент в сценарии, потому что есть некоторое противоречие между их возрастом и тем, что им удается создать собственное дело. Я несколько упрекаю себя в этом – слишком легко находят деньги, слишком шикарный клуб… Если бы у меня была возможность переписать сценарий, я бы кое-что исправил.
А Вам везло в кинематографе, в режиссуре? Есть ли что-то общее в судьбе Вашей и Ваших героев?
Могу сказать, что я удачливый режиссер. Что касается моих персонажей, им далеко не всегда все удается. Мои герои – очень разные люди, они часто идут к какой-то цели, но не достигают ее. Это маленькие, достаточно скромные персонажи, которые натыкаются на какие-то препятствия и пытаются преодолеть их, но используют тоже маленькие решения, не такие глобальные.
Каков же рецепт успеха от Клода Зиди?
Сейчас подумаю… Возможно, быть терпеливым, иметь много энергии, нужно быть очень щедрым, положительно смотреть на вещи. Может быть, часть успеха заключается в том, что мои персонажи – очень простые люди, похожие на всех остальных. Поэтому зрителю легко понять их, даже идентифицировать себя с персонажем. Я всегда стараюсь создавать фильмы в обстановке реальной жизни, без богатых декораций. Это позволяет делать фильм доступным для понимания.
Какие профессиональные качества отличают комедиографа от режиссера другого жанра?
Основная особенность в том, что в комедии обязательно должны существовать отношения со зрителем. Авторское, личностное начало – менее сильное. Режиссер всегда ждет реакции зрителя, работает на зрителя. Это сильно отличает комедию от психологического кино, где задача режиссера – передать свои личные эмоции. Возможно, из-за этого комедию не очень серьезно воспринимают критики.
Персонажи Вашего фильма "Придурки" преуспели в изобретении всевозможных шпаргалок. А как бы Вы отнеслись к студенту, который на экзамене воспользовался столь оригинальной шпаргалкой?
(смеется) Сама тема у меня возникла благодаря моим дочкам: в тот год они сдавали выпускные экзамены. Это несколько фантасмагорический фильм, не реальный. Но после него многие студенты замечтались. В картине также есть критика позиции родителей, согласных, чтобы ребенок получил диплом любой ценой, даже если он ничего не знает.
Ваш фильм "Продажные" в нашем прокате имел название "Откройте, полиция!". Были ли у Вас в стране проблемы с этим фильмом или его названием? Как отнеслись французские полицейские к картине?
Нет, никаких проблем не было. Даже сами полицейские воспринимают этот фильм как наилучший фильм о полиции. Во Франции очень много полицейских участков, где есть афиша фильма.
До сих пор?
Да. Потому, что персонажи не вызывали антипатии у зрителей, они не были злыми. Была такая "маленькая коррупция", "коррупция шаловливого ребенка". Фильм был хорошо принят, возможно, потому, что я не критиковал моих персонажей, я их люблю.
А сколько у Вас детей?
Семь. Но не от одной жены.
Чем они занимаются? Связаны ли с кинематографом?
Да, многие в кино. Моя старшая дочь дает уроки в области кастинга. Другая дочь занималась продюсированием, но сейчас она в другой области – создает витражи. Старший сын – ассистент режиссера. Следующая дочь хочет стать певицей. Следующий сын работает в сфере видео… Кто еще остался? Еще одна дочь собирается заняться журналистикой. Мой младший сын, ему 13 лет, пока ничего не хочет, он учится в школе.
У Вас много внуков?
Семь.
Вы счастливый отец и дедушка!
Да, я очень люблю детей. Нужно очень сильно их любить, чтобы иметь семерых. Я их хорошо "терплю" (смеется).
У Вас такая большая семья. Наверное, увезете много подарков из России?
Моя жена уже купила кое-что. Я думаю, сегодня она тоже где-то в городе, ходит по бутикам.