11 апреля в российском прокате стартует экшен-триллер «Падение империи» — новый и, возможно, последний режиссерский проект британца Алекса Гарленда, вдумчивого гуманиста и беспощадного провокатора, который если не расширил грани современного кинематографа, то определенно сделал их чуть прозрачнее. И, несмотря на то что Гарленд-режиссер начал свою карьеру относительно недавно, Гарленд-сценарист успел сделать себе имя на коллаборации с Дэнни Бойлом в фильмах «Пекло» и «28 дней спустя». В честь выхода «Падения империи» на широкие экраны вспоминаем все работы Гарленда — и режиссера, и сценариста — и выстраиваем их по степени качества: от худшей к лучшей.
8-е место
Научно-фантастический роман «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро можно без преувеличения назвать одним из самых значимых произведений XXI века. Увы, сказать то же самое об одноименной адаптации не получается. Будучи писателем, Гарленд очень чутко подходит к художественной мысли Исигуро, бережно перенося в сценарий «Не отпускай меня» и минорную тональность, и мучительную немногословность книги. Актерский состав в лице Эндрю Гарфилда, Киры Найтли и Кэри Маллиган тоже не подводит, от кадров оператора Адама Киммела и вовсе не оторваться. Однако эмоционального ядра экранизации «Не отпускай меня» все-таки не хватило. И дело тут даже не в Гарленде, а в режиссере Марке Романеке, который очень уж манипулятивно подошел к достаточно деликатной теме клонирования. Наивность и прямолинейность помешали фильму стать шедевром. При этом в партитуру Гарленда, многие годы захваченного исследованием комплекса бога, «Не отпускай меня» вписывается идеально.
7-е место
Плодотворное сотрудничество Алекса Гарленда и Дэнни Бойла началось не с самой удачной ноты, даже с высоты сегодняшних лет «Пляж» остается непонятым шедевром, находящимся в ожидании своего звездного часа. Чего не скажешь, например, о зомби-триллере «28 дней спустя» — первой сценарной работе Гарленда, которая вопреки ожиданиям продюсеров взлетела, собрав в мировом прокате более 80 млн долларов при скромном производственном бюджете 8 млн. «28 дней спустя» также можно назвать точкой отсчета нынешнего оскаровского лауреата Киллиана Мерфи, ему в фильме досталась роль курьера, вышедшего из комы в самом расцвете зомби-апокалипсиса. При этом сказать, что «28 дней спустя» как-то ломает стандарты жанра, довольно сложно. Это во многом типовой зомби-триллер, который выделяется за счет мрачного саундтрека и аутентичной атмосферы.
6-е место
«Судья Дредд 3D» вышел в самый разгар популярности супергеройского жанра, и недаром — сюжет фильма основан на одноименной линейке комиксов издательства IPC Media. Главный герой — сотрудник правоохранительных органов будущего (Карл Урбан), который объединяет в себе роли судьи, полицейского и, если необходимо, палача. Увы, добиться популярности «Мстителей» «Судья Дредд» не смог — фильм даже не окупился в широком прокате. Однако поп-культурный след все-таки оставил, а с годами и вовсе получил звание культового в узких кругах синефилов. Гарленд, который выступил в картине в качестве сценариста и исполнительного продюсера, создал портрет удивительно прямолинейного протагониста, живущего в мире кривых зеркал. Несмотря на свою невероятную жестокость, Дредд всегда остается несгибаемо справедливым, лишенным намека на внутренние сомнения. Лента, события которой фактически развиваются в одном здании, делает большой аспект именно на личность Дредда, каноничность которой признал даже создатель комикса Джон Вагнер, раскритиковавший адаптацию 1995 года.
5-е место
«Разрабы», или «Программисты» — первый и единственный на данный момент сериальный проект Алекса Гарленда, в котором он выступил и сценаристом, и режиссером, и продюсером. Он вновь обращается к излюбленной теме постапокалипсиса, на этот раз скрещивая жанр с технотриллером и даже детективом. В течение восьми часовых эпизодов «Разрабы» не только исследуют корпоративную культуру Кремниевой долины, но и поднимают философские проблемы объективного реализма, детерминизма, культуры потребления, в конце концов рассуждают на тему человеческих травм и проживания горя. Ощутимый минус «Разрабов» заключается в том, что сериал говорит слишком сложно об и без того сложных темах, растрачивается на диалоги и не торопится переходить на динамику. В попытке рассказать все и сразу Гарленд хоронит множество бесценных идей, не уделяя им достаточного внимания. Впрочем, «Разрабы» — все еще невероятно крутое шоу, каждый новый просмотр которого способен подарить зрителю нечто ценное.
4-е место
Режиссерский дебют Алекса Гарленда «Из машины» вошел в этот мир с ноги, сразу же ворвавшись в оскаровскую гонку — фильм попал в номинацию «лучший сценарий», правда, заветной статуэтки так и не получил. Очередная научно-фантастическая, но не лишенная самоиронии притча о комплексе бога, который зашел слишком далеко. В роли самодовольного ученого Оскар Айзек, роботизированную версию Франкенштейна играет Алисия Викандер. «Из машины» вполне мог бы затеряться в пучине других, не менее эстетичных научно-фантастических триллеров, если бы не его способность удивлять. Например, абсолютно хаотичная по темпоритму фильма сцена танца по итогу оказывается его украшением (и самым мемным моментом). Дебютную работу Гарленда фактически не за что ругать, и все же в «Из машины» четко ощущается и скромность бюджета, и ограниченность масштабов, которые значительно возросли в последующих «Роде мужском» и «Аннигиляции».
3-е место
Каннская премьера «Рода мужского» началась со скандала — фильм, который на первый взгляд идеально вписывается в постулаты новой этики, дает весьма радикальную интерпретацию отношений полов, используя Священное Писание как метафору. Гарленд буквально собрал комбо для общественной провокации, вызвав тем самым множество весьма нелестных отзывов на свой счет. Это, впрочем, не мешает «Роду мужскому» оставаться бесспорным психоделическим шедевром, размышляющим на тему абьюза так, как этого никогда не делали ранее. И если в «Из машины» Гарленд только нащупывал свой визуальный стиль, то в «Роде мужском» он показал его во всей красе. Можно сколько угодно дискутировать на тему моральных посылов фильма, радикальность которого по большому счету существует лишь в голове смотрящего, но отвергать его смелость и креативность просто невозможно.
2-е место
Производственная судьба «Пекла» по-своему уникальна. Сначала голливудские студии не хотели финансировать фильм из-за провального «Соляриса», после долгих мытарств Гарленд и Бойл все-таки получили бюджет на производство, но премьеры пришлось ждать больше года — «Пекло» ушло на продолжительный монтаж. Все эти страдания в итоге оказались напрасны: проект даже не смог окупить себя. Послевкусие от фильма тоже было так себе: критики разнесли Гарленда за множественные научные неточности, а Бойл и вовсе решил уйти из жанра научной фантастики, назвав опыт съемок духовно опустошающим. Невероятно, но факт: с годами «Пекло», как хорошее вино, стало только лучше, а хрестоматийный сюжет о группе астронавтов-камикадзе — актуальнее. По большому счету Гарленд написал историю, ничем не уступающую романам Станислава Лема или братьев Стругацких. В «Пекле» философская параллель между божественным и космическим перемежается с атмосферой параноидального триллера и чистым голливудским экшеном. Идеальный набор для культовой классики.
1-е место
Было бы странно ставить на первое место сценарный проект Гарленда, пусть «Пекло» и имеет на это моральное право. В конце концов он уже неоднократно проявил себя как весьма талантливый и амбициозный режиссер, пусть и с весьма скромным набором фильмов в арсенале. Тихая нетфликсовская «Аннигиляция» с невероятным женским кастом — Натали Портман, Тесса Томпсон, Дженнифер Джейсон Ли — один из тех фильмов, которые буквально гипнотизируют зрителя во время просмотра. Кроме того, это первый и единственный проект Гарленда, где поднимается тема не божественной, а животной природы человека. «Аннигиляция» — пример той самой экранизации, которая существенно повышает ставки книги. Гарленд превращает невзрачный фантастический роман Джеффа Вандермеера в самый настоящий боди-хоррор, жуткий сюжет разворачивается на фоне немыслимой визуальной красоты, а нарастающий саспенс разрешается кататоническим финалом. И, несмотря на то что «Аннигиляция» не всегда и не во всем идеальна, именно этот фильм хочется назвать венцом режиссерского мастерства Алекса Гарленда. Впрочем, возможно, совсем скоро на это звание будет претендовать «Падение империи».
Примечание от редакции: «Пляж» и «Тессеракт», хоть и основаны на оригинальных романах Алекса Гарленда, не могут быть упомянуты в рейтинге, поскольку он не принимал участия в процессе их производства.