Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Рейтинг фильмов корейского режиссера Пон Джун Хо – от худшего к лучшему

52 года Пон Джун Хо – прекрасный повод вспомнить фильмографию южнокорейского режиссёра, первого в истории корейского кино обладателя «Оскара» как за лучший фильм, так и за режиссуру. Классовая напряжённость, жонглирование жанрами и юмористические пассажи – главное орудие постановщика, ставшего самым модным корейским режиссёром текущего десятилетия.

Добавить в закладки
Рейтинг фильмов корейского режиссера Пон Джун Хо – от худшего к лучшему

Ан Со-хён на кадре из фильма «Окча»

Ан Со-хён на кадре из фильма «Окча»

Погоня девочки за гигантской свиньей, похищенной международной корпорацией, – злободневный заквас постановщика, проехавшего катком по медийной реальности, мясоедству и экоактивизму во всей его противоречивости. В «Окче» слишком много тем, каждая из которых достойна отдельного воплощения, однако Пон Джун Хо попытался упаковать их в один продукт, изрядно уплотнив ряды и ограничив свои художественные средства. В странноватой истории о злой мегакорпорации и добром животном от автора «Воспоминания об убийстве» и «Вторжения динозавра» остались лишь юмористическая интонация и антиглобалистский месседж. Другое дело, что форма воплощения явно не соответствует содержанию, а экранные образы «Окчи» доведены до какой-то инфантильной прямоты – художник Пон Джун Хо многое потерял, ограничив себя детской аудиторией.

Неожиданно выглядят Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол в своих антагонистических образах, но даже отвращение к злодеям не даёт такой реакции, как сцена на скотобойне – подлинный кошмар, уравненный постановщиком с историческим ужасом концлагерей. И в этом, наверное, есть какая-то проблема, когда из двухчасовой свистопляски с разнообразием погонь запоминается лишь одна сцена – почти документальное свидетельство об участи милых питомцев. Раз уж Пон Джун Хо прогадал с художественной убедительностью, то хотя бы не спасовал с этической.

Крис Эванс в роли Кёртиса на кадре из фильма «Сквозь снег»

Крис Эванс в роли Кёртиса на кадре из фильма «Сквозь снег»

Первый опыт постановщика за пределами Кореи – антиутопический триллер о классовой борьбе, которая развернулась внутри несущегося по магистрали поезда. Пон Джун Хо, успев к тому моменту стать известным южнокорейским режиссёром, без всяких стеснений взялся за материал – сочетание научно- фантастического боевика, кровавого хоррора и марксистской философии. Постановщик выкручивает революционную ситуацию до максимума, одинаково ставя под сомнение как тоталитарный порядок, так и смерти подобную творческую страсть к разрушению через переворот.

Но «Сквозь снег» убедителен не столько политической моделью, сколько стилем и воплощением – как кореец тасует жанры, буквально меняя их от вагона к вагону, как обходится с боевой хореографией, предлагая зрителю всё новые и новые выверты в жестокости: самозабвенное насилие в кадре по большей части и придаёт этому фильму такой горький, но незабываемый привкус. Об остальном, при всём уважении к зрителю, позаботятся адепты правых и левых мыслей, превратив фильм в топливо для горячих политических дискуссий.

Пэ Ду На в роли Хён‑Нэм на кадре из фильма «Лающие собаки  никогда не кусают»

Пэ Ду На в роли Хён‑Нэм на кадре из фильма «Лающие собаки  никогда не кусают»

Дебют южнокорейского постановщика, в котором рассказывается о злоключениях раздражённого профессора. Герой намеревается покончить с соседской собакой, мешающей ему наслаждаться тишиной. Несмотря на камерность, в своей первой картине Пон Джун Хо переплавил несколько жанров – от социальной сатиры до камерного детектива: здесь есть типичное для многих фильмов постановщика расследование (девушка ищет похитителя собак), а также классовая проблема, где собаки и отношение к ним маркируют человеческие иерархии: собаки как элитного аксессуара и, с другой стороны, как пищи для обездоленных.

Зритель, конечно, чувствует, что Пон Джун Хо ещё не пользуется возможностями языка кино по полной – экспрессивность и тонкая игра жанров отточатся уже в следующей работе. Однако из этой лаконичной истории режиссёр выжимает максимум, гарантируя зрителю напряжение и увлекательные юморески. «Лающие собаки никогда не кусают» сориентировали постановщика как комедиографа-постмодерниста – ниспровергателя конвенций и социального диагноста; многозначительную поступь «Паразитов» можно почувствовать ещё за два десятка лет до международного триумфа.

Ким Хе‑джа на кадре из фильма «Мать»

Ким Хе‑джа на кадре из фильма «Мать»

Возвращение к проблематике «Воспоминания об убийстве»: неприветливые улицы, бессилие правоохранительных органов и разудалые кровавые эскапады – «Мать» не только продолжает эстетические открытия режиссёра, но и во многом их расширяет. Сентиментальная история о пожилой матери, пытающейся вытащить невиновного сына из тюрьмы, – ещё один жанровый гибрид от Пон Джун Хо, исследующего слепую материнскую любовь – силу, в которой исступление берёт верх над любой формой порядка.

Мастер здесь не только упомянутый режиссёр – сшиватель жанров и стилей, но и гвоздь программы – Ким Хе-джа в противоречивом облике страстной матери, где зыбкая грань отделяет справедливую искательницу истины в духе мисс Марпл от жаждущего крови чудовища. Пон Джун Хо остаётся верен себе – и в этот раз даже зрителю, предложив ему не столько метадетектив, сколько линейную, в каких-то местах даже строгую историю, которая будет играть по знакомым правилам вплоть до финальных титров.

Кадр из фильма «Вторжение динозавтра»

Кадр из фильма «Вторжение динозавтра»

Пон Джун Хо уделывает японский жанр «кайдзю». Картина о появлении морского чудовища на реке Ханган и семейной охоте на тварь – многослойный рассказ, в котором полно реализуется и повестка экологического хоррора (существо выходит на сушу после безответственных действий горожан и сброса в реку формальдегида), и критика государственных стратегий в экстремальных для общества условиях. Во «Вторжении динозавра» корейский постановщик полностью освободил руки – бичующий нигилизм автора позволяет метнуть молнии во всех: от американского влияния на юге Кореи до дисфункциональной семьи, чьи надломы отражаются на хрупкой социальной инфраструктуре.

Во многом эта залихватская интонация перейдёт в «Паразитов», равно как и незаменимый Сон Кан-хо, которому достался образ отца-простофили, вынужденного сражаться с морской тварью. И вообще удивительно здесь то, с каким мастерством Пон Джун Хо удерживает баланс, не скатываясь в графический монструозный трэш или, напротив, в назидательную драму о семейных ценностях. Авторская фантазия, совершенно бесцеремонная и доверху набитая абсурдизмом, уживается с трагическим чувством происходящего: от уютных бытовых сценок до кровавого террора с речным монстром.

Сон Кан Хо в роли детектива на кадре из фильма «Воспоминания об убийстве»

Сон Кан Хо в роли детектива на кадре из фильма «Воспоминания об убийстве»

Постмодернистский детектив, где есть убийства, но нет убийцы. Второй фильм впоследствии титулованного Пон Джун Хо заявил о постановщике как о виртуозе-деконструкторе, который сшил в одном фильме несколько злободневных историй. Тут и будничные процедуры корейских копов, включающие варварские практики дознания и ложные обвинения, здесь и загадочный сексуальный маньяк – объект неустанных и безуспешных поисков полиции, чьи методы на пару шагов отстают от действий убийцы. «Воспоминания об убийстве» – кулинарный шедевр, где автор разбавил элементы западноевропейского детектива южнокорейским драматизмом и юмористическим отстранением.

Это фильм, в котором причесанные и элегантные следователи заменены импульсивными сельчанами, расследование – неразберихой и фарсом, а поимка убийцы – тотальной неудачей. В жесте Пон Джун Хо, превратившего детектив в смешную историю о бессилии властей, чувствуется новаторский огонь – он порвал с конвенциями жанра за пару лет до финчеровского «Зодиака». В общем-то, неудивительно, почему эта лента до сих пор считается «номером один» среди южнокорейских детективов – за свежесть и отвагу авторской интенции. Пон Джун Хо и сносит условности детективного жанра, и бичует коррумпированную систему правопорядка, балансируя между депрессивным социальным портретом и смехотворной карикатурой.

Пак Со Дам в роли Ки‑Юнг на кадре из фильма «Паразиты»

Пак Со Дам в роли Ки‑Юнг на кадре из фильма «Паразиты»

Фильм-триумфатор, которым Пон Джун Хо выбил себе статус самого амбициозного корейского режиссёра. История о бедной семье, ловко обосновавшейся в доме у богатых интеллигентов, – жанровый и стилевой гибрид, который из комедии превращается в драму, а из неё – в кровавую трагедию. Разговор о классовых универсалиях – до невозможности близкая для Пон Джун Хо проблема, предмет постоянных изысканий автора, из фильма в фильм дискутирующего о противоречивости капитализма (не стоит забывать, что постановщик был членом левой рабочей партии). Вместо правых и виноватых – микроскопический анализ характеров, где каждый член общества берёт на себя функцию паразита: как бедняки, пользующиеся благами имущих, так и сытые богачи, не способные прожить и дня без обслуживающего персонала, – лента рисует взаимное паразитарное существование, лежащее в основе капиталистической логики.

Режиссёр изо всех сил удерживается от своей авторской (по сути, моральной) позиции, оставляя зрелище на зрительский суд – этот жест самоустранения во многом и сделал «Паразитов» культурным и кинематографическим феноменом, сначала объектом киноведческих споров, затем признанным триумфатором. Это знамение о силе корейского кино – универсализме его проблем и стилей, которое радушно приняли в Европе, а следом и в США, наградив первым в истории корейского кино «Оскаром» за лучший фильм.


Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?