Слэшеры задумывались как страшные фильмы для подростков, но вскоре переросли в откровенную забаву: чем больше убийств показывали на экране, тем восторженнее зрители принимали кино. Франшиза «Хэллоуин» — идеальный пример изменившегося отношения к поджанру. С каждой частью количество смертей росло в геометрической прогрессии, а злодей становился изобретательнее в своих и без того садистских методах. К выходу нового и последнего фильма, «Хэллоуин заканчивается», мы вспомнили все картины из серии и расположили их от самой безобидной до наиболее кровожадной.
Фильм Джона Карпентера стал одним из первых слэшеров о маньяке в маске, но насилия в нём было не так уж и много. Майкл Майерс убил всего шесть живых существ: по меркам жанра — скромный результат. Причём дебютной жертвой оказалась родная сестра злодея, а ещё под горячую руку попал безобидный пёс по кличке Лестер. Оригинальный «Хэллоуин» предпочитал вечно гнетущую атмосферу кровавой резне и оторванным головам: Майклу Майерсу достаточно было молчаливо поглазеть на дома обречённых хэддонфилдцев, как у зрителей уже бегали мурашки по коже. Парадокс, но тревожные завывания синтезаторов Карпентера пугали куда сильнее, чем хаотичный Гран-Гиньоль.
Трилогия Дэвида Гордона Грина — не первая ревизия «Хэллоуина». Ещё в 1998 году продюсеры запустили мягкий ребут: фильм игнорировал события всех частей начиная с третьей и предлагал необычный взгляд на будущее Лори Строуд. Жертва Майкла Майерса инсценировала свою смерть, взяла новое имя и устроилась директором в частную школу. В «Хэллоуин: 20 лет спустя» психологии героини уделено больше внимания, чем в обычных слэшерах: ментальная травма Лори и её отношения с близкими интересуют создателей сильнее маньяка в маске и его убийств.
Из семи редких сцен насилия выделяется лишь одна: в финале персонаж Джейми Ли Кёртис отрубает голову злодею, зажатому между фургоном и деревом. Правда, в альтернативной концовке оказывается, что в костюм Майерса был одет простой парамедик. А настоящий Майкл жив и жаждет мести.
«Хэллоуин 2» руководствовался главным правилом сиквелов слэшеров: убийств должно быть больше, а уровень кровожадности насилия — выше, чем прежде. В сиквеле Майерс не только приумножил количество жертв в полтора раза, но и попытался разнообразить свои нападения. Знаменитый кухонный нож злодей с удовольствием заменил на шприцы и даже кипяток. От этого «Хэллоуин» расцвёл как франшиза: вторая часть не повторяла оригинал, а совершенствовала его в мельчайших деталях. Благо, карпенторовский саспенс никуда не делся — знаменитый режиссёр помогал дебютанту Рику Розенталю на площадке и, возможно, только благодаря этому сохранил дух первой части.
В 2002 году слэшеры почти ушли на заслуженную (пусть и недолгую) пенсию, но продюсеры всё не сдавались и отчаянно штамповали провальные сиквелы. «Хэллоуин: Воскрешение» — одна из самых блеклых частей франшизы. Положение не исправили ни Баста Раймс в одной из главных ролей, ни возвращение Рика Розенталя в режиссёрское кресло. Из всех посредственных убийств выделяется лишь одно, и то в негативном ключе. Смерть Лори Строуд от руки Майкла Майерса в самом начале фильма вызвала бурную реакцию фанатов: после такого циничного жеста было легко забыть обо всех последующих сценах насилия.
17 убийств — внушительный результат для сиквела, о котором все забыли как о страшном сне. В «Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса» жертвами становились целая семья, члены культов и даже доктор Лумис. Вполне возможно, что всё это насилие было бы оправданно, выпусти продюсеры авторскую версию фильма: по слухам, она была очень мрачной, готичной и сильно выделялась на фоне предыдущих неудачных продолжений. Увы, но в реальности старания Майерса прошли бесследно — больше всего нам запомнятся не убийства, а появление молодого Пола Радда в одной из главных ролей.
Режиссёр стоунерских комедий и фестивальных драм Дэвид Гордон Грин эффектно возродил франшизу. Автор проигнорировал события всех частей, кроме первой, и вернул Майкла Майерса в Хэддонфилд спустя ровно 40 лет. Маньяк ожидаемо вошёл в раж и нашел себе больше дюжины жертв: под раздачу попали мирные жители, подкастеры и даже зять Лори Строуд. Кому-то разбили голову об раковину, кого-то хладнокровно закололи ножом, а кому-то всадили автомобильные «дворники» в голову — если несколько десятилетий держать убийцу взаперти, оказавшись на воле, он гарантированно устроит ад.
После череды кровавых сцен в «Хэллоуин убивает» фанаты наверняка ожидали чего-то подобного и в финале трилогии. Однако большинство зрителей разочаруется: половина смертей — дело рук подражателей Майерса и уличных бандитов. Майерс отнимает всего пару жизней, да и то без былой изобретательности. Злодей в маске бесповоротно постарел (или просто устал от ответных ударов Лори Строуд), поэтому неспешной походкой ковыляет до финала, чтобы триумфально умереть на кухонном столе главной героини. Это не та развязка, которую заслужили мы, но та, которой жаждал персонаж Джейми Ли Кёртис.
Фанат «низкопробного» эксплотейшена и метал-звезда Роб Зомби — возмутительно неподходящий режиссёр для «Хэллоуина». И всё же именно его грязная стилистика вывела насилие во франшизе на новый уровень. Чуть уступая первому ребуту 2007 года по количеству жестокости, фильм показывает на экране целых 17 смертей. Причём все фатальные удары наносятся кухонными ножами, оленьими рогами и мачете. Пускай само продолжение критикуют за психоделический сюжет и переписывание лора — на фоне всех других неудачных сиквелов фильм Роба Зомби запомнится прежде всего как безбашенный слэшер с двузначным количеством жертв.
После неудачного триквела «Хэллоуина», совершенно не связанного с историей Майкла Майерса, продюсеры решили искупить вину перед фанатами и сняли эталонное продолжение. Сюжет оставлял желать лучшего, а вот сцены насилия оказались по-настоящему хитроумными: злодей бросал жертв на электрический трансформатор, выталкивал их из несущегося на всей скорости грузовика и давил черепа всего одним пальцем. Так что 19 убийств на экране не прошли даром: морщиться приходилось от каждой второй смерти.
Количество убийств в пятой части «Хэллоуина» варьируется в зависимости от обстоятельств. В конце фильма создатели убивают одного из главных персонажей франшизы — доктора Лумиса. У него случается инфаркт, и он, кажется, навсегда выбывает из серии. Чтобы уже в следующей части воскреснуть и снова пожертвовать собой. Если вы готовы вычеркнуть из канона «Проклятие Майкла Майерса», то этот эпизод вполне может оказаться в тройке самых кровожадных фильмов во вселенной «Хэллоуина».
Удивительно, но в драматичном приквеле Роба Зомби о детстве Майкла Майерса смертей было больше, чем в свирепой второй части. Причём первые пять убийств злодей совершил, ещё будучи ребёнком. Режиссёр так ловко совмещает трогательную историю о помешательстве с безжалостным слэшером, что зритель элементарно не фокусирует внимание на сценах насилия: детали из юности Майерса оказываются куда страшнее и непригляднее, чем события 31 октября 1978 года, случившиеся в Хэддонфилде.
«Хэллоуин 3» должен был превратить франшизу в антологию: каждая новая часть — новая история, совершенно не связанная с сюжетом о Майкле Майерсе. Сценарий третьего фильма фокусировался на злобном создателе зомбирующих масок, которые должны были превратить всех людей в монстров во время празднования 31 октября. А ещё в сюжете появлялись андроиды, которые выступали сценарным расходным материалом — сценаристы убивали их с таким азартом, с каким не убивают ни одну жертву Майкла Майерса. Жаль только, что разгневанные фанаты не оценили новый вектор франшизы и больше думали о возвращении маньяка из Хэддонфилда, чем о безумных масочниках.
«Хэллоуин убивает» стал самым кровавым фильмом франшизы, в том числе из-за эффектного финала. В конце слэшера вооружённые горожане окружают обессиленного Майкла Майерса и готовятся нанести последний удар. Но маньяк в маске неожиданно находит силы и даёт отпор: в течение нескольких секунд злодей убивает 8 человек, включая дочь героини Джейми Ли Кёртис. С помощью несложной арифметики можно посчитать, как часто кто-то умирает в фильме: на убийство одного человека Майерсу хватает всего лишь 3,5 минуты.