В апреле должна была состояться премьера юбилейного, 25-го фильма бесконечной саги о похождениях Джеймса Бонда. Несмотря на то что теперь «Не время умирать» выйдет лишь в ноябре, мы решили вспомнить все 24 части «бондианы» и выбрать лучшую и худшую из них.
24 МЕСТО
Самая нелюбимая и зрителями, и критиками часть «бондианы» — и, пожалуй, действительно худшая. К моменту выхода «Умри, но не сейчас» люди уже подустали от нелепых экшенов, но франшиза даже не собиралась меняться — все клише, которые уже успел высмеять «Остин Пауэрс», здесь вновь эксплуатировали без толики иронии. И всё это к тому же довольно паршиво снято — несовершенный CGI, использование которого в начале нулевых наверняка казалось хорошей идеей, устарел куда хуже эффектов из «бондианы» предыдущих лет.
23 МЕСТО
Предпоследний фильм с Пирсом Броснаном по злой иронии стал и предпоследним гвоздем в крышку гроба франшизы. Картина прокисла как молоко, хотя даже по нынешним меркам смотрится не настолько плохо, впрочем, отдельные моменты поражают своей глупостью: трудно поверить, что Дениз Ричардс — это не просто очередная девушка Бонда с модельной внешностью, а еще и гениальная ученая с глупым именем Кристмас Джонс. В остальном это довольно типичный боевик конца 90-х: несколько нелепых экшен-сцен, которые попытались объединить под общим сюжетом о спасении мира. Кроме того, это такая эссенция Бонда, помноженная в сотни раз: куча нереалистичных гаджетов, смокинги, тяга к алкоголю, красивые девушки на каждом углу и лицензия на убийство, которой герой не переставая пользуется.
22 МЕСТО
До того как два последних фильма с Пирсом Броснаном в роли Бонда похоронили франшизу, однозначно худшей частью считалась «Осьминожка» с Роджером Муром. «Бондиана», которая и раньше балансировала между стереотипами жанра, китчем и высокими ставками, в этом фильме окончательно ушла в пародию на саму себя: яйца Фаберже, снова злые советские генералы, индийские бизнесмены, ядерный апокалипсис и культ циркачки по имени Осьминожка сделали свое дело. Впрочем, это меркнет на фоне особенно нелепого эпизода, в котором Бонд в костюме клоуна с соответствующим гримом пытается обезвредить ядерную бомбу. Маскировка — это, конечно, важно, но откуда у него столько свободного времени?
21 МЕСТО
После успеха первой части обновленной «бондианы» с Дэниелом Крейгом продюсеры моментально запустили в производство вторую часть, «Квант милосердия». Проблемы фильма начались сразу — например, из-за забастовки сценаристов режиссеру Марку Форстеру и самому Крейгу пришлось дописывать сценарий в самолете, за несколько дней до начала съемок. Они и превратили Бонда в ранимого и депрессивного шпиона, который переживает гибель возлюбленной в лучших традициях саги — в объятиях новой девушки. Кроме того, злую шутку с фильмом сыграл успех «Ультиматума Борна», который стал эталоном шпионского триллера. Создатели «Кванта» попытались вторить ему долгими экшен-сценами и погонями, но их переизбыток, наоборот, только утомлял зрителя.
20 МЕСТО
«Лунный гонщик» имеет мало общего с романами Флеминга, его появление обусловлено лишь одной причиной — внезапной популярностью «Звёздных войн», вышедших годом ранее. Поэтому Бонда тоже отправили в космос — к очередному злодею-миллиардеру, решившему уничтожить всю цивилизацию, — чтобы там стрелять из лазеров и заниматься прочей научной фантастикой (впрочем, фантастики тут и на Земле хватает: чего стоит складывающаяся гондола для поездок по Венеции). «Лунный гонщик» раздут и смехотворно избыточен, но в этом, разумеется, есть свой шарм.
19 МЕСТО
Первая часть «бондианы» с Роджером Муром в главной роли в основном запомнилась великой заглавной песней — Live and Let Die от группы сэра Пола Маккартни Wings. Сама картина не так примечательна: Агент 007 здесь связывается с афроамериканским криминальным миром со всеми присущими стереотипами в виде странноватого слэнга и магии вуду. «Живи и дай умереть» вдохновлён популярностью жанра blaxploitation, но обращается с этим сеттингом не так интересно, как мог бы. Зато Роджер Мур в качестве Агента 007 — абсолютно точное попадание.
18 МЕСТО
«Кто-то снова завладел ракетами и готов нанести удар» — как-то так звучит сюжет этого фильма в кратком пересказе. В отличие от хороших картин о Бонде, где вся история тоже с лихвой вмещалась в хай-концепт, здесь завязка — предвестник ещё более посредственных решений. Злодеи, экшен, девушка агента да и сам Бонд в этой части невзрачные. Даже не плохие, а просто незаметные, быстро вылетающие из головы. Пожалуй, можно было бы комедийно обыграть многие глупости, но потенциально весёлые погони на снегу поставлены авторами безо всякой самоиронии. Безобидное зрелище, которое может скрасить вечер, но в числе заметных фильмов о Бонде быть, разумеется, не заслуживает.
17 МЕСТО
После блистательного «Скайфолла» Сэм Мендес взялся за продолжение, но, кажется, всё пошло не по плану. «СПЕКТР», разумеется, фильм эффектный и порой очень изобретательный (эпизод драки на падающем вертолете — эталонный), но ему не хватает глубины прошлых картин с Крэйгом. Это безобидное вторичное кино, которое здорово повторяет все наработки серии, но обходится почти без новшеств. Скорее обидно за обманутые ожидания: когда за картину берётся режиссёр прошлой успешной части, а на роль антагониста берут одного из самых харизматичных актёров современности (Кристоф Вальц), хочется как минимум развития тенденций предыдущих эпизодов.
16 МЕСТО
Последний фильм с Тимоти Далтоном в роли Бонда продемонстрировал ранее невиданные во франшизе мрачность, реализм и жестокость. Бонд идет против указов MI-6 и в одиночку отправляется в Южную Америку, чтобы отомстить наркомафии за нападение на его близкого друга — его бросили на съедение акулам, а жену и вовсе убили на месте. От известной серии здесь только название — фильм скорее напоминает популярный в то время американский сериал «Полиция Майами» или типичные боевики 1980-х. Если заменить имя Джеймса Бонда на любое другое, то разницы не будет видно. Неудивительно, что «Лицензия на убийство» до сих пор вызывает споры у фанатов: одни отмечают желание отказаться от наскучившей формулы, другие критикуют фильм за уход от корней. Правда, как водится, где-то посередине.
15 МЕСТО
Ещё один непримечательный эпизод об Агенте 007 с парочкой интересных решений. Пирс Броснан здесь в привычном (причём не только в шпионской вселенной) амплуа мачо, которому, впрочем, не хватает какой-то индивидуальности. Зато у антагониста её предостаточно: медиамагнат в исполнении харизматичного Джонатана Прайса, вынашивающий безумный план, — своего рода экранная версия предпринимателя Руперта Мёрдока. Ну и если в фильме о Бонде образы побочных персонажей оказываются интереснее самого агента, это уже что-то говорит о картине. Хотя, как и «Только для твоих глаз», «Завтра не умрёт никогда» можно пересмотреть ради нескольких экшен-сцен. Всё-таки не так уж он и плох.
14 МЕСТО
Одна из самых культовых частей «бондианы», которая не так хорошо сохранилась, как многие другие, — сюжет о том, как Агент 007 едет в Японию, чтобы предотвратить третью мировую, и для этого маскируется под японского крестьянина (Шон Коннери! японский крестьянин!) читается как минимум расистски. При этом все эти переодевания мало что добавляют сюжету, но зато здесь есть уморительные сцены, где Бонд тренируется быть ниндзя, а декорации художника Кена Адама и сейчас смотрятся великолепно.
13 МЕСТО
Последний фильм с Шоном Коннери в роли Джеймса Бонда — актер не скрывал, что вернулся во франшизу только ради денег. Его можно понять: «Бриллианты навсегда» — это большая реклама компании De Beers, которая занимается добычей и обработкой алмазов, а красивое название — всего лишь один из их рекламных слоганов. Собственно, и сюжет выстроен вокруг дорогих камней, с помощью которых глава СПЕКТРа планирует усилить мощность космического лазера. Выглядит это так же глупо, как и звучит, впрочем, посмотреть на Шона Коннери в последний раз в роли Бонда — особое наслаждение, которое затмевает нелепый сюжет.
12 МЕСТО
Последний фильм про Бонда с Роджером Муром в главной роли часто ругают как раз из-за актёра — мол, в 57 лет он был слишком стар, чтобы играть шпиона-Казанову и спасителя Вселенной. Но суть в том, что «бондиана» тех времён вообще мало общего имела с реальностью и странно было предъявлять ей подобные претензии: как и предыдущие части, «Вид на убийство» — дурашливое приключенческое кино, и Мур здесь явно на своём месте. Как и Кристофер Уокен в роли злодея Зорина: каждое его появление на экране — маленькое чудо.
11 МЕСТО
Для многих фанатов «Шаровая молния» стала тем фильмом, в котором создатели франшизы начали терять связь с реальностью. Если быть точным, это происходит в первые 10 минут, когда Бонд сбегает, используя воздушный ранец. В остальном это просто менее удачный фильм саги (особенно после «Голдфингера» — одной из лучших частей саги), в котором злодей из СПЕКТРа карикатурно носит повязку на глазу и обещает убить миллионы людей, взорвав два крупных города ядерными боеголовками. Однако фильм спасает выдающийся эпизод подводной битвы, за который «Шаровая молния» была отмечена премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
10 МЕСТО
Юбилейный десятый фильм про Джеймса Бонда ни за что не мог провалиться — более того, он стал лучшим в эпоху Роджера Мура. «Шпион, который меня любил» — олицетворение «бондианы» 1970-х, полной юмора, невероятных гаджетов, карикатурных злодеев и абсурдных диалогов. Агенту 007 предстояло решить загадку о двух — британской и советской — атомных подлодках, спасти мир от нового витка холодной войны и противостоять злодею по имени Челюсти, громиле со стальными зубами. На втором плане не менее великие персонажи саги — советский генерал Гоголь и египетский бизнесмен, мечтающий о затоплении всего мира и воссоздании Атлантиды. Глупый по меркам Бонда сюжет искупает образцовый на тот момент экшен, который закрепил за фильмом статус одного из главных блокбастеров 1970-х.
9 МЕСТО
Тот случай (на самом деле не такой уж и редкий), когда в фильме о Джеймсе Бонде всё внимание обращено на злодея. В «Человеке с золотым пистолетом» им становится Франциско Скараманга в исполнении Кристофера Ли. Эдакий злой двойник агента, таинственный киллер, который необычно избавляется от своих жертв. В таком случае даже не хочется отмечать недостатки кино: центральный конфликт двух этих образов разворачивается настолько остро и становится таким напряжённым, что сам не замечаешь, как пролетает время. Лучшим фильмом серии назвать едва ли выйдет, а вот награду за одного из самых внушительных антагонистов (причём не только в рамках «бондианы»), пожалуй, дать можно.
8 МЕСТО
На этот раз Бонду суждено сразиться с Блюфельдом, который изобрёл смертоносный вирус и к тому же похитил его новую возлюбленную. Войти в колею Шона Коннери новому исполнителю роли Джорджу Лэзенби удалось с трудом. Как минимум потому, что зрители, полюбившие прошлого Агента 007, замену приняли довольно неоднозначно. Впрочем, «На секретной службе Её Величества» эти индустриальные проблемы хуже не делают. И Лэзенби здесь идеально вжился в роль, и дух серии со зрелищными погонями и перестрелками сохранён. Самое интересное, однако, — мотив уходящего времени, выражающийся и в заглавной песне, и в образах тикающих часов, который задаёт фильму особые динамику и драматизм.
7 МЕСТО
Первая (и лучшая) часть «бондианы» с Пирсом Броснаном в роли Агента 007. После ухода франшизы в более мрачное русло в «Лицензии на убийство» тут она более- менее возвращается к ненавязчивой адвенчурности муровского периода. «Золотой глаз» встречает зрителя сразу несколькими крутыми трюками и до конца так и не отпускает — это заряженный адреналином шпионский экшен, который и сейчас смотрится так же хорошо, как в 95-м. Сам Броснан тоже хорош, как и Шон Бин в роли его достойного соперника.
6 МЕСТО
Первый фильм франшизы неспроста называют лучшим: это идеальное первое знакомство с персонажем, обаятельным шпионом Джеймсом Бондом, который еще не стал супергероем, обыденно спасающим мир. В «Докторе Ноу» у Бонда не было гаджетов, поэтому, садясь за один стол со злодеем, он использует только свои лучшие качества, развитый интеллект и острый язык. Несмотря на скромность происходящего, первый фильм саги стал успешным из-за суммы маленьких удачных моментов: обаятельный Шон Коннери в главной роли, мгновенно ставшая классикой заглавная тема и одна из лучших девушек Бонда в исполнении Урсулы Андресс.
5 МЕСТО
Один из самых недооцененных Бондов — агент в исполнении Тимоти Далтона. Актёр, который совместил в своём новом образе надменность и выдержку джентльмена, но, думается, был обречён на забвение из-за старых ироничных 007. Запутанный сюжет со шпионами и кагэбэшниками, наркобаронами и, само собой, ещё одной девушкой, ранившей Бонда в самое сердце. Комедийных эпизодов здесь куда меньше, чем в предыдущих частях, но при всём этом и экшен поставлен талантливее, и интрига разворачивается куда интереснее, чем в других фильмах-предшественниках. Хотите открыть для себя забытого исполнителя культовой роли — включайте «Искры из глаз» и следите за Тимоти Далтоном. Но учтите: здесь Бонд действительно серьёзный!
4 МЕСТО
Первое появление Дэниела Крэйга в образе Бонда определённо задалось. Фильм Мартина Кэмпбелла — новый взгляд на историю, но без радикальных изменений. В этой картине есть попытки рассказать о становлении Агента 007 и, что интереснее, показать его живым человеком, которого могут избивать до смерти и пытать. Персонаж Крэйга — не супергерой, а уязвимая личность, которая в определённый момент должна взять волю в кулак и дать отпор негодяю. Хотя, конечно, главный аргумент за просмотр этого кино — экшен (вспомнить хотя бы сцену на Мадагаскаре), который лихо встраивается в повествование и делает из «Казино „Рояль“» один из самых зрелищных фильмов о британском агенте.
3 МЕСТО
После неудачи «Кванта милосердия» обновлённому Бонду срочно нужно было возвращаться в строй, а для этого ему необходим был правильный человек. И такой нашёлся — им стал Сэм Мендес, автор приземленных драм, вдруг решивший ударяться в столь же приземленный шпионский экшен. «Скайфолл», однозначно, — самая вдумчивая часть франшизы, в которой перед бессмертным Агентом 007 вдруг встают сложные философские размышления о взрослении и смерти. И, пожалуй, это ещё и самый красивый фильм в серии — за это спасибо Роджеру Дикинсу.
2 МЕСТО
Если «Доктор Ноу» был этакой проверкой концепта, то «Из России с любовью» дал «бондиане» тот самый вид, который — с тональными изменениями, конечно, — дошёл до наших дней. Здесь Агент 007 наконец получает в своё распоряжение многочисленные гаджеты и начинает затяжную борьбу с главным злодеем всей франшизы, Эрнестом Блофельдом. Но и без исторической важности для серии «Из России с любовью» — стильный шпионский фильм, ловко эксплуатирующий сеттинг холодной войны и с Шоном Коннери в его лучшей форме.
1 МЕСТО
Если вы не знакомы с франшизой об Агенте 007 и хотите в кратчайшие сроки это исправить, включайте «Голдфингера». Именно этот фильм является источником лучших идей серии: от странных злодеев и их помощников до очаровательных дурацких гаджетов. Но что важнее — самоирония, осознанное использование китча, которым славился оригинал. Это причудливое и до сих пор зрелищное кино с Шоном Коннери в главной роли задало планку качества, стало ориентиром для других художников, желающих по-новому взглянуть на классический образ агента-плейбоя. Забавно, что по сей день «Голдфингер» считается лучшим фильмом о Бонде, и с 1964 года ни одного настоящего конкурента у него так и не появилось.
Ее там куда больше чем в новых фильмахс Крейгом
Вспомните как герой Кристофера Уокена упал с моста и разбился насмерть
А теперь вспомните момент из скайфола где Бонда в начале подстрелили и он упал с такой же высоты
И вместо того чтобы умереть как это произошло бы он вдруг появляется и говорит что был в гостях у смерти
Испанский кринж
Поставить среднюю осьминожку ниже худшей части кванта это сверглупости