Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Интервью

Режиссерка Агат Редингер о фильме «Дикий алмаз», бимбо, Каннах и реалити-шоу

В прокате новая весточка с Каннского кинофестиваля — картина Агат Редингер «Дикий алмаз», редкий дебютный фильм, который оказался в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Лента рассказывает о юной Лиане (Малу Хезиби), которая живет на юге Франции и мечтает вырваться в большой мир, но единственной платформой для себя видит реалити-шоу и поэтому идет на кастинг.

Добавить в закладки
Режиссерка Агат Редингер о фильме «Дикий алмаз», бимбо, Каннах и реалити-шоу

В прокате новая весточка с Каннского кинофестиваля — картина Агат Редингер «Дикий алмаз», редкий дебютный фильм, который оказался в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Лента рассказывает о юной Лиане (Малу Хезиби), которая живет на юге Франции и мечтает вырваться в большой мир, но единственной платформой для себя видит реалити-шоу и поэтому идет на кастинг.

Мы поговорили с режиссеркой Агат Редингер о телепроектах, эволюции бимбо, куртизанках XIX века и красоте как социальном лифте. 

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Еще раз поздравляю с премьерой на Каннском фестивале: мечта любого дебютанта оказаться сразу в основном конкурсе. Как изменилась ваша жизнь, профессиональная в первую очередь, за прошедшие с премьеры полгода?

Сейчас мне трудно осознать, что фильм был показан в Каннах! Каждый день я спрашиваю себя: неужели это правда? Событие настолько особенное… Что конкретно изменилось в моей профессиональной жизни, думаю, будет понятно в ближайшие месяцы. Мне предлагают больше работы, так что здорово иметь возможность что-то менять по ту сторону экрана. Я чувствую, что есть энтузиазм и уверенность в том, что я могу реализовать и другие проекты. Но на данный момент я не работаю над новыми сценариями, фильм вышел в прокат во Франции всего две недели назад, поэтому продолжается работа в коммуникационной сфере вокруг релиза и над дистрибуцией «Дикого алмаза» в других странах. На самом деле здорово, что на Каннском фестивале было положено начало. Но как знать? Может, дальше ничего и не ждет — увидим!

Агат Ридингер на Каннском кинофестивале

Агат Ридингер на Каннском кинофестивале

В любом случае старт и правда отличный. 

Вы часто говорили о том, как сильно вас увлекал мир реалити-шоу, еще с периода работы на короткометражкой «Я жду Юпитера». Как вы готовились к съемкам дебюта? Вы общались с участниками телепроектов?

Можно сказать, что во многом моя работа состояла из наблюдения. В первую очередь я смотрела реалити-шоу почти каждый день и следила за участниками в социальных сетях, я даже почувствовала близость с ними, стала частью комьюнити. 

Конечно, я и лично общалась с участниками реалити, но это были довольно краткие разговоры — они немного настороженно относились ко мне. Что я могу понять, потому что это люди, которых публика привыкла критиковать. Мы настолько привыкли их судить, презирать… Когда я пришла с кинопроектом, чтобы поговорить о реалити, я думаю, что в какой-то момент они решили, что я собираюсь исказить их слова. Что я буду притворяться милой, чтобы впоследствии критиковать за спиной, поэтому было недоверие, но наше общение все же позволило мне понять какие-то вещи. 

Мы показали фильм участникам и влиятельным лицам в продакшенах реалити-шоу, в том числе тем людям, которые вдохновляли меня во время написания сценария. Ужасно волнительно! Я очень боялась, что они не разглядят, что это был фильм для них и про них, но в результате они были очень тронуты, как и я. Буквально сегодня утром я получила сообщение от бывшей участницы реалити-шоу, которая написала, что плакала, когда смотрела фильм. Пожалуй, это реплика, которую я и надеялась услышать!

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

А как вы искали свою героиню? Вы проводили открытый кастинг? Кто приходил на пробы: это был молодые девочки с юга Франции из неблагополучных семей? Или, напротив, девушки с театральной школой за плечами, у которых есть все?

Это действительно был дикий кастинг! Мы проводили отбор на юге Франции, для меня было важно, чтобы актриса, которая сыграет Лиану, была действительно местная. Я искала девушку, у которой будет что-то общее с героиней, но при этом она не должна была быть ее копией. Для меня было очень важно позаботиться о том, чтобы эта молодая женщина понимала сценарий, но сохраняла эмоциональную и интеллектуальную дистанцию и опыт съемок не превратился бы в психологическое насилие. Малу Хебизи никогда не снималась, она ходила в театральный кружок в школе, и у нее было несколько подработок. Она работала официанткой в ночном клубе в то время, когда ответила на объявление о кастинге. У Малу куда более здоровая семья по сравнению с Лианой. И она не очень-то верила, что прошла кастинг, сказала, что никогда не хотела быть актрисой!

Лиана воспринимает реалити-шоу как социальный лифт, который поможет ей пробиться. Стало ли участие в съемках таким же карьерным толчком для Малу?

Фактически во время съемок фильма Малу поняла, что это ей действительно нравится, поэтому решила, что хочет быть актрисой! И у нее уже получается. Она участвует во множестве кастингов, снялась в большом фильме, сериале для Netflix. И впереди у нее много проектов с очень хорошими, на мой вкус, режиссерами — может, не ультрапопулярными, скорее из сегмента авторского кино. К тому же у нее очень хороший агент, который ее поддерживает. 

Мы с Малу стали очень близки, буквально как сестры. Мне кажется, карьера Малу — это лучший подарок для меня. Знать, что я на самом деле помогла сбыться желанию — это потрясающе, но в то же время большая ответственность: Канны могут вскружить голову!

Агат Ридингер и Малу Хебизи на Каннском кинофестивале

Агат Ридингер и Малу Хебизи на Каннском кинофестивале

Роль Лианы тяжелая для исполнительницы не только с психологической стороны, но и с физической. Как вы с Малу готовились к съемкам?

Мы с Малу много работали и над телом, и над сценарием. Мне было важно, чтобы она поняла, почему Лиана так красится, почему у нее большие брови, почему она собирается сделать татуировку в виде звезды. Лиана — героиня, которая хочет угодить, но не хочет соблазнить. Поэтому мы убрали все манеры, которые могли считываться как бессознательные жесты соблазнения, которые порой присущи женщинам: покачивание бедрами, скрещивание ног, прикосновение к волосам. Мы все это убрали, чтобы героиня была гораздо более грубой, гораздо более животной, в определенном смысле гораздо более «племенной». 

Мы много работали над концепцией животных, над тем, как ходить как бык, как расправлять плечи, чтобы стать гориллой, брови были рогами. Мы много работали над пониманием интуитивности и анималистичности героини, что также позволило выстроить дистанцию между Малу и Лианой. Изгибы Лианы, грудь Лианы — это совсем не изгибы и грудь Малу. Немного похоже на то, как утром мы собираемся надеть форму, чтобы пойти на работу, Малу действительно каждый день надевала костюм Лианы.

Для Лианы тело — это ее броня, а для Малу тело — униформа. Поэтому в чем-то восприятие телесности героини и актрисы совпадало.

Агат Ридингер, Малу Хебизи и др. на съемках фильма «Дикий алмаз»

Агат Ридингер, Малу Хебизи и др. на съемках фильма «Дикий алмаз»

Я каждый раз задерживала дыхание, когда Малу бежала на огромных каблуках! Как ей это удавалось? 

Малу рассказывала, что она много работала в ночных клубах, а в ночных клубах начальники требуют, чтобы все носили каблуки, поэтому она привыкла. Плюс, как правило, у нее были туфли скорее на платформе, а сам каблук был не настолько высоким, как могло показаться. Но в любом случае она физически была подготовлена.

В интервью вы много раз говорили о том, что вдохновлялись не только реалити-шоу, но и куртизанками конца XIX — начала XX века. Складывается впечатление, что за прошедшие 100 лет ситуация не сильно изменилась.

Мне кажется любопытным, что куртизанки в ту эпоху были женщинами очень скромного и бедного происхождения, но они использовали свою красоту с огромным умом, чтобы подняться в высшие эшелоны общества. По сути, красота была социальным лифтом — она позволила им стать чрезвычайно уважаемыми женщинами, которые изменили стандарты красоты и гигиены в обществе. Они также участвовали в развитии фотографии как жанра. Куртизанки в некотором роде даже изобрели рекламу: позировали фотографам и рассылали снимки. И сегодня я вижу вещи так же. Мне кажется, что участницы реалити-шоу в основном все скромного социального происхождения, и тот факт, что они красивы, является их ключом к успеху. Поиск своего места в обществе — что-то такое, что заботило женщин с незапамятных времен: задолго до куртизанок красота была для женщины оружием, помогающим найти место в жизни.

Так что участницы реалити-шоу похожи на куртизанок того времени: они так же задают стандарты красоты, приходят с новой концепцией женственности. Культ себя как почти мифологической богини совершенно идентичен. Есть много вещей, которые связывают эпоху кокоток с сегодняшним днем, не думаю, что ситуация сильно изменилась.

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Довольно грустно понимать, что век спустя мы все еще на том же месте. А как вам кажется, ситуация в индустрии для женщин изменилась? Допустим, за время вашей работы?

То, что я только что говорила, конечно, звучит грустно, но я оптимистка, несмотря ни на что. Поначалу к моему проекту все относились с большой настороженностью: довольно сложно приходить в мир очень благородного, очень интеллектуального кино с темой, презираемой интеллектуалами. Когда я говорила, что люблю реалити-шоу, люди всегда смотрели на меня с небольшим презрением, как будто если вы работаете в художественной сфере и следите за реалити-шоу, то с вами что-то не так. Было нелегко объяснить людям, что это интересная тема и что нам нужно поговорить о ней, поговорить об объективации женских тел на телевидении.

Я видела эволюцию взглядов во время написания сценария: между съемками короткометражки «Я жду Юпитера» в 2017 году и сегодняшним днем произошел большой сдвиг общественного сознания. Случилось #MeToo, которое многое изменило. Пришло осознание необходимости говорить о насилии и о другом представлении о женственности. И в реалити-шоу есть много голосов молодых участниц, которые собрались вместе, чтобы осудить насилие в среде, осудить унижения, которым они подверглись. 

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

То, что «Дикий алмаз» был в Каннах, для меня является доказательством того, что мы смотрим на этих молодых женщин по-другому и что мы осознаем насилие системы. И я думаю, что это осознание является чем-то очень позитивным и очень оптимистичным. Я не знаю, сильно ли изменится индустрия развлечений и способы создания реалити-шоу, но взгляды меняются. Постепенно меняется и отношение к «бимбо»: есть множество статей, книг и шоу, в которых все чаще поднимается речь о том, что «бимбо» не дурочки, а осознанные феминистки.

Это еще не победа, но все же куда лучше, чем было раньше.

Я была в этом году на Каннском кинофестивале и не могла не заметить общую эмоцию женской ярости, которую можно уловить во многих фильмах программы: и в «Субстанции» Корали Фаржа, и в «Птице» Андреа Арнольд, и в «Девушках на балконе» Ноэми Мерлан, и в вашем фильме. Как думаете, эта энергия позволяет кинематографисткам быть услышанными публикой и индустрией?

Я так довольна, что оказалась среди этих фильмов. Для меня это, как вы говорите, громкие крики ярости. И на самом деле это способы сказать: «Услышь нас, мир! Оставьте нас наедине с нашими телами. Оставьте нас наедине с нашим взглядом на вещи. Мы больше не можем это терпеть. И нам надоело!» Это действительно способ кричать. 

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

И я считаю, что именно поэтому сейчас очень интересное время для освобождения женских голосов и определения того, как мы распоряжаемся своим телом. И как сказать… Мы живем в обществе, где действительно идет борьба между свободой и местом женщины. Сегодня во многих странах происходят сильные изменения в положении женщин в обществе. И это действительно отражение того, как мы все сыты по горло. Сыты по горло давлением, которое женщины испытывали с незапамятных времен на свою ценность, на свою красоту, на свой возраст. Мы задыхаемся. Итак, это способы кричать и даже выть!

Это великолепно, что эти фильмы существуют и что Каннский кинофестиваль, который является невероятной платформой для высказывания, предлагает нам возможность кричать еще громче и еще дальше. Так что на самом деле это сигнал о том, что женщины набирают силу. Что женский голос занимает место. И что женские тела начинают… Увы, это также доказательство того, что женское тело еще не пользуется должным уважением. 

Но, кроме прочего, эти крики еще и очень-очень красивые. Это делает меня счастливой.

Фильм «Дикий алмаз» в российском прокате с 5 декабря.

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»

Малу Хебизи в роли Лианы на кадре из фильма «Дикий алмаз»
Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?