
В ночь на третье марта в Лос-Анджелесе раздали заветные статуэтки «Оскар». Больше всего внимания у нас было приковано к категории «лучший актер второго плана» из-за номинации Юры Борисова. Ожидаемо Борисов уступил Кирану Калкину, и это… неплохо!
Разбираемся, через какие тернии Киран шел к «Оскару» и почему он, без сомнений, достоин победы.
Сарказм как защитная реакция
При упоминании Кирана Калкина первое, что приходит на ум, — саркастическая манера поведения актера. Ни одно интервью или выступление не проходило без неловких ужимок, а редакторам явно тут и там приходится вырезать ругательства Калкина. Непростой характер сформировался не от хорошей жизни: отец Кирана Кристофер Калкин, бывший бродвейский актер, не столько воспитывал своих детей, сколько управлял ими как бизнес-проектами. Кристофер контролировал жизни отпрысков, жестко наказывал за неповиновение и подавлял любую попытку выразить недовольство.
Киран вспоминал, что детство прошло в постоянном напряжении: «Отец не был хорошим человеком. Он был абьюзивным и физически, и эмоционально». Несмотря на то что Кристофер ушел из семьи, когда Кирану было 12, его зловещее присутствие ощущалось долгие годы — начался ожесточенный спор об опеке над детьми. На этом семейные трагедии не прекратились: Киран так и не закончил среднюю школу, старшая сводная сестра Калкина умерла от передозировки наркотиков, а в 2008 году сестру Дакоту насмерть сбила машина. Тогда актер пробовался на роль в «Скотте Пилигриме против всех», но отказался от проекта, так как боялся не справиться со съемками ментально. Режиссеру Эдгару Райту все же удалось вернуть Калкина в фильм, но точка невозврата была пройдена: вместо открытого проявления боли Киран выбрал защитную стратегию — сарказм и иронию.
Особенности характера проявляются во всех ролях Кирана: «Я не думаю, что когда-либо осознанно использовал свою жизнь в актерской игре. Но, наверное, это неизбежно». Например, Роман Рой из «Наследников» — не просто циничный богач, а травмированный младший брат, чье острословие отвлекает внимание. А Бенджи в «Настоящей боли» использует иронию как щит от реальных эмоций.
Тень старшего брата
Калкин-младший с детства находился в тени своего старшего брата Маколея, чья слава после выхода фильма «Один дома» стала феноменальной, — сейчас Киран не разрешает своим детям смотреть легендарное рождественское кино. Маколей, сыгравший Кевина МакКалистера, мгновенно превратился в икону 90-х, а его имя стало синонимом детской звездности: Киран, младше на два года, наблюдал за вихрем популярности, оставаясь в стороне. Он вспоминал, что Маколей был магнитом для папарацци, и вся семья ощущала на себе бремя славы. Были и приятные моменты: за первую часть фильма старший Калкин получил 100 тысяч долларов, а за вторую — уже 4,5 миллиона.
Киран выбрал другую стратегию и постепенно выстраивал карьеру, в то время как старший брат рано ушел из киноиндустрии. Уже повзрослевший Маколей столкнулся с давлением, семейными конфликтами и потерей контроля над профессией. В одном из интервью Калкин-младший признался, что не рассматривал главные роли в блокбастерах, потому что не хотел оказаться на месте Маколея. Кирану потребовалось больше времени, чтобы получить признание, но все-таки знаменательный момент наступил после фильма «Игби идет ко дну», который изменил карьеру Калкина: саму драму называли «Бегущим по лезвию» для подростков, а в прессе появлялись заголовки в духе «младший брат Маколея Калкина наконец взрослеет».
Мастер второго плана
Киран Калкин выбирал роли не по хронометражу экранного времени, а по потенциалу. Актер никогда не стремился быть главным героем, но часто оставался в памяти зрителей дольше, чем те, кто был на переднем плане. В отличие от брата, взлетевшего в одночасье, Киран медленно, но уверенно шел к признанию, превращая каждую второстепенную роль в маленькую жемчужину. Его персонажи — не центральные фигуры, но без них истории теряли объем и остроту. В «Игби идет ко дну» Калкин сыграл подростка, который презирает буржуазный мир, но вынужден существовать в нем. Если бы фильм вышел позже, Игби мог бы стать иконой постироничных миллениалов: его язвительность и вечное ощущение чужеродности предвосхитили дух времени. В 19 лет Калкин уже выглядел так, будто прожил несколько жизней и устал, — именно эта эмоциональная изношенность, поданная с легкой усмешкой, сделала его игру незабываемой. Свое мастерство игры второстепенных персонажей Киран доказал и в «Скотте Пилигриме», где его герой Уоллес Уэллс наравне с другими действующими лицами дополнил абсурдную вселенную фильма. Без сухого остроумия и абсолютного спокойствия Уоллеса комедия вряд ли бы разошлась на многочисленные мемы.
У Кирана особый талант — подхватывать нужную интонацию, тонко добавлять нюансы, которые заставляют зрителей ждать именно его появления. Возможно, Киран и не стремился к славе, но именно актер второго плана в итоге оказался в центре внимания. Теперь — со статуэткой «Оскар».
Младший брат из «Наследников», добившийся признания
После второстепенных ролей Киран наконец получил материал, в котором мог раскрыть весь свой потенциал. «Наследники» дали актеру шанс продемонстрировать накопленный годами талант: сарказм как щит, уязвимость, спрятанную за напускным безразличием, и острый язык. Его Роман Рой балансирует на грани: кажется, что герой ничего не воспринимает всерьез, но в итоге именно младший Рой оказывается самым чувствительным. В одном из интервью Калкин признавался: «Кажется, я всегда играю парней, которые смеются, пока мир рушится вокруг». Иронично, что он снова оказался в роли младшего брата, но в мире «Наследников» родственная иерархия не так важна, как умение держать удар.
Роман — не просто комедийный персонаж, а самый непредсказуемый в сериале, способный в один момент сказать что-то чудовищное, а в следующий — вызвать сочувствие. Его реплики — смесь глупого подросткового юмора и болезненной честности, за которой скрывается осознание своей незначительности. Когда Калкина номинировали на «Эмми» в категории «лучший актер второго плана», это выглядело как еще одна издевка судьбы — даже здесь Киран оставался «младшим братом». Но в четвертом сезоне стало очевидно, что он наравне с Брайаном Коксом и Джереми Стронгом. Сцены с участием Романа больше не были просто яркими эпизодами — они стали нервом истории. В последнем сезоне игнорировать это стало невозможно, и Калкина наконец номинировали в главной актерской категории.
Шаг к победе через «Настоящую боль»
Киран не собирался сниматься в «Настоящей боли». Актер прочитал сценарий, впечатлился, но решил отказаться: слишком тяжелая роль, пришлось бы долго находиться вдали от семьи. Однако Джесси Айзенберг, режиссер и сценарист фильма, был уверен, что именно Калкин — идеальный вариант на роль саркастичного Бенджи.
По сюжету два кузена едут в Польшу, чтобы пройтись по памятным местам и увидеть старый дом бабушки, от смерти которой Бенджи никак не может оправиться. За две недели до начала съемок, когда уже были найдены все локации и даже впервые в истории получено разрешение на съемки на территории бывшего концлагеря Освенцим, — Киран решил отказаться от роли. Тогда на помощь пришла продюсерка «Настоящей боли» Эмма Стоун, с которой Калкин когда-то встречался: ей пришлось снять актера вместе с детьми с самолета и силком отправить в Польшу. Позже Киран сказал, что вернулся ради Айзенберга, который «написал невероятный сценарий и стал фантастическим партнером по сцене».
Вероятно, Калкин чувствовал, что после «Настоящей боли» его стратегия оставаться на втором плане больше не сработает: несмотря на официальный статус второстепенного персонажа, Бенджи стал ключом к пониманию картины. Персонаж Кирана снова скрывает боль под неуместными шутками и напоминает всем нам о важности памяти, своей и исторической. Совсем не удивительно, что первым, кто получил статуэтку на церемонии «Оскар» 2025 года, стал именно Калкин — он достаточно долго шел к премии, чтобы получить ее первым из списка номинантов.