На этой неделе в прокат выходит картина «Основано на реальных событиях» – последний на данный момент фильм великого режиссера Романа Полански. По такому случаю решили вспомнить долгую 60-летнюю карьеру поляка в кино
5 место
Разыгранная на троих напряженная психологическая драма, по которой сразу и не скажешь, что это всего лишь дебютный фильм молодого режиссера. Состоятельная пара отправляется за город провести выходные на своей яхте. Они подбирают молодого парня, которого мужчина приглашает в совместное путешествие, однако дружеская поездка быстро превращается в проверку на маскулинность. Даже в отрыве от целого комплекса социоэкономических тем того времени (столкновение людей разных классов польского общества и разных политических взглядов – приверженец капитализма против социалиста) «Нож в воде» спустя полвека ничуть не заржавел и вполне может удивить зрителя своим хичкоковским напряжением, клаустрофобной атмосферой и злой иронией.
4 место
Еще один дебют Полански – в этот раз англоязычный с Катрин Денев в главной роли. Актриса играет маникюршу, которая начинает сильно нервничать при виде мужчин. Когда сестра оставляет ее на несколько дней одну, кошмары, страхи и переживания девушки материализуются и начинают ее терроризировать. Сюрреалистичные сцены сновидений героини с тянущимися из стен руками давно стали культовыми, однако это не просто очень влиятельный хоррор, а настоящее исследование человеческой природы через жанровое кино. Вынесенный в заголовок мотив отвращения можно трактовать как полную неприязнь героини к обычному сексуальному влечению или коммуникации в целом.
3 место
Самый зрительский и самый популярный фильм поляка. Жестокая и душераздирающая драма, снятая по дневникам талантливого польского пианиста Владислава Шпильмана. Его глазами зритель видит, как резко меняется жизнь простых евреев: от запрета заниматься искусством до собственно убийства в концлагерях. Казалось бы, после Спилберга вряд ли можно было ожидать еще один великий фильм о холокосте, но фильм Полански сумел удивить гуманизмом, надеждой и лучшей ролью в карьере Эдриана Броуди.
2 место
Один из самых влиятельных фильмов ужасов в истории. История одной паранойи – Розмари Вудхауз в течение долгого времени пытается забеременеть, но получается у нее это после знакомства с новыми странными соседями и инфернального сна. Близкие уже строят наполеоновские планы нерожденному ребенку, а сама Розмари медленно, но верно сходит с ума. Полански мастерски создает гнетущую атмосферу, с одной стороны, ожидания чего-то страшного, а с другой – чего-то незначительного и надуманного. Этот дуализм должен до последних кадров заставлять зрителя ломать голову и думать, насколько события правдивы. По такому же принципу построены главные хоррор-хиты последних лет – «Бабадук» и «Реинкарнация».
1 место
Вот и он, не то чтобы главный, но точно лучший (и это при таких-то конкурентах) фильм Романа Полански. В свое время, кажется, фильм страшно недооценили, отдав заслуженные «Оскары» другому великому фильму – второй части «Крестного отца». Так или иначе, отсутствие наград не уменьшает величие «Китайского квартала». Расследование коррупционных схем «носатым» детективом Джеком Гиттсом до сих восхваляют за идеальный структурный сценарий, вдохновленный греческими трагедиями. Однако не все знают, что его образцовость – дело рук Романа Полански. Именно он сократил почти 200-страничный текст, вырезав из него закадровые монологи и изменив порядок сцен, чтобы герой и зритель одновременно раскрывали главную тайну.