Второй фильм Адильхана Ержанова, участвовавший во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Опять степь, опять беззаконие и маленький человек перед большим моральным выбором: отдаться злу или дать ему бой. В «Голиафе» лучший казахский режиссер Адильхан Ержанов («Черный, черный человек») снова рассуждает о природе власти на примере жизни в выдуманной деревне Каратас. Там же герои его трех предыдущих картин боролись с организованной преступностью, и только женщинам удавалось победить. Улболсын (Асель Садвакасова) из одноименного фильма и Лена (Александра Ревенко) из «Штурма» (2022) примеряли на себя одежду красных цветов, брали в руки оружие и шли спасать своих детей, а в «Желтой кошке» дурачок Кермек (Азамат Нигманов) пытался спасти из сексуального рабства свою девушку Еву (Камила Нугманова). В «Голиафе» все сложнее: жену главного героя Арзу (Берик Айтжанов) убивают бандиты за «донос» в полицию, ему ломают пальцы и говорят уехать из деревни Каратас. Но он почему-то не может, хотя надо спасать дочку.
Адильхан Ержанов не просто так стал любимчиком мировых кинофестивалей: он снимает как бы жанровое кино (криминальные драмы и вестерны), но отказывается от известных актеров, громоздких декораций и бурных эмоций. Вместо этого Ержанов предлагает реалистичные диалоги (с обилием русского мата), съемки на натуре, отточенные до мельчайших деталей композиции и собственную мифологию. В мирах Адильхана Ержанова герои делятся на три группы по цветам одежды: красный — цвет храбрых, желтый — цвет честных и наивных, черный — цвет злых. Улболсын и Ева были одеты в красный, Кермек и Ева — в желтый, старый спортивный костюм Арзу сине-красный. Эти образы переходят из проекта в проект, создавая при этом новые сюжеты.
В «Голиафе» мы встречаем героя, не появлявшегося до этого в картинах Ержанова. Арзу — заикающийся, рано поседевший хромой мужчина, он подчиняется любым приказам, как безвольный ишак: его избивают, выселяют из дома и даже похищают, а он смиренно молчит. Ержанов использует Арзу как стороннего наблюдателя, чтобы показать жизнь где-то на задворках реального и выдуманного Казахстана. Бандиты, запугавшие и задарившую взятками местную полицию, устраивают лояльных жителей на предприятия по незаконной добыче полезных ископаемых, которые извлекают иностранные инвесторы. Небольшой бандой управляет головорез Пашаев (Данияр Алшинов, любимый актер Ержанова): он правит силой оружия, к нему на поклон, как к «крестному отцу», приходит даже имам. Все служат Пашаеву не только из-за страха — в деревне нет никакой работы, а деньги нужны всем. Опасным элементом для системы оказывается Арзу: все ожидают, что мужчина отомстит за жену, совершит какое-либо преступление, чтобы его можно было за что-то убить, а он только вырезает ножичком детские фигурки.
В «Голиафе» Адильхан Ержанов воссоздает политическую систему, где народ связан цепями финансовой зависимости, поэтому все беспрекословно поклоняются жестокому диктатору, зная о наказании в случае непослушания. Соседи сдадут кого угодно, чтобы остаться «под солнцем»; полицейские не будут расследовать дело: им легче взять взятку и написать отчет об очередном «глухаре». Ержанов наглядно показывает, как в таком обществе «волков и овец» пожирают человеческие судьбы, не предоставляя выжившим ничего кроме нищеты, боли и отчаяния. Насколько ситуация в фильмах Ержанова соотносится с реалиями Казахстана — решать каждому зрителю самостоятельно. Режиссеру же важнее снова сказать правду о жизни, спрятав ее в форму сказки-вестерна, и показать маленького человека, способного победить большое зло. Только если в «Бое Атбая» (2019) и «Черном, черном человеке» (2019) мужчины имели четкие ориентиры, они шли от «тьмы» к «свету» из любви к девушкам, то Арзу мучим моральной дилеммой: кем он станет, если даст отпор? На этот вопрос ему отвечает имам: Аллах не любит беззаконников.