Главный российский мультипликационный долгострой десятилетия добрался до зрителя.
Прошло восемь лет с тех пор, как просторы отечественного Интернета потряс небольшой трейлер несуществующего аниме «Киберслав», где технологичные богатыри разбирали на запчасти враждебных биомеханоидов в декорациях киберпанковой Древней Руси. У создателей проекта Стаса Дмитриева и Дмитрия Яковенко ушли годы на поиск финансирования, площадки и, наконец, создания готового продукта. «Киберслав» стал сериалом-приквелом к изначальной истории, придуманной авторами, и явится зрителям уже 31 декабря. Посмотрели первую серию анимационного экшена на фестивале «Хомякон» и делимся впечатлениями.
После небольшого вступления, раскрывающего основные законы мира сериала, зрителей знакомят с юным протагонистом — Киберславом (Глеб Калюжный), плодом нетрадиционной связи человека и демона, спасающимся бегством от людей князя Драгомира (Петр Гланц). В лесу преследователи встречают чудовище, без особого труда превращающее дружинников в кровавую кашу. Сам Драгомир теряет руку и готовится распластаться рядом с подчиненными, когда неожиданно на помощь приходит мальчишка с демонической рукой. Так Киберслав оказывается на княжеской службе, но вынужден носить высокотехнологичный ошейник, ограничивающий влияние дурной крови. Действие переносится на годы вперед, когда Киберслав (теперь могучий богатырь с голосом Ивана Жаркова и силой целой дружины) сталкивается с заговором против Драгомира и должен выяснить, кто стоит за убийством княжеской жены — недоброжелатели внутренние или внешние.
«Киберслав» с первых же минут заявляет права на рейтинг 18+, о котором так долго предупреждали создатели: редкий российский игровой сериал готов продемонстрировать аналогичный уровень насилия. По детализации и изобретательности местного членовредительства шоу Стаса Дмитриева легко догоняет уже ставший культовым мультсериал «Неуязвимый». А сражение протагониста с ожившим телом жены Драгомира, по ходу битвы трансформирующимся в механизированное подобие некроморфов из видеоигры Dead Space, отсылает к лучшим образцам бескомпромиссного аниме конца 1980-х вроде «Города чудищ» или «Синдзюку — город-ад».
Впрочем, шок-контент в «Киберславе» не является самоцелью, скорее данью уважения жанру. Что справедливо и для сюжета — эдакой аллюзии на «Ведьмака». Главный герой, не принимаемый обществом, оберегает народ от чудовищ, даже несмотря на то что отчасти сам является монстром Действительно уникальным «Киберслав» делает детальная проработка заданного сеттинга. Дмитриев и Яковенко выдумали потрясающий, яркий, насыщенный оригинальными элементами древнерусский кибербанк. Князь высокотехнологичным протезом опрокидывает братину с брагой, садится на биомеханического скакуна и вместе с дружинниками-киборгами отправляется на зимние гуляния. Стольный град пестрит голограммами, над маковками вращаются цифровые надписи, детей развлекает трехрукий жонглер на вживленных прямо в бедра телескопических ходулях, а за праздничную иллюминацию отвечают разномастные светодиодные нити.
Даже по одной-единственной серии видно, сколько сил вложили создатели «Киберслава» в проработку мира, витальность которого ощущается как минимум на уровне городских пространств «Бегущего по лезвию» или «Призрака в доспехах». Последний раз настолько живые задники можно было встретить разве что в «Создателе» Гарета Эдвардса. Очевидно, столь длительный период препродакшена позволил досконально проработать детали и наполнить ими ландшафт сериала настолько, чтобы он буквально дышал на экране. Большая редкость в эпоху скороспелых проектов, лишенных уникальности в угоду упрощения производства.
«Киберслав» далеко не идеальный продукт. По показанному в рамках фестиваля эпизоду сложно судить о глобальном сюжете, но ростки очередной истории об избранном проклевываются уже сейчас. К тому же уровень анимации, взлетевший до недосягаемых высот по сравнению с первоначальным трейлером восьмилетней давности, тяготеет к не самый ярким зарубежным аналогам (впрочем, того же «Неудержимого» это не портит). Однако важно помнить, что команда сознательно отказалась от 3D в пользу двухмерности (каждый кадр художники отрисовывают вручную), что делает работу еще более кропотливой. Но никакие мелкие недостатки не отнимут у «Киберслава» одного — это самобытный, сделанный с любовью проект мечты, выросший из полулюбительского ролика в, будем надеяться, полноценную франшизу.