Сегодня свой 83-й день рождения празднует комик, режиссер и писатель Вуди Аллен — обладатель 4 «Оскаров» и любимец миллионов зрителей
В прошлом году Дилан Фэрроу в очередной раз обвинила его в растлении — опровержения Аллена, его жены и сына никто не принял всерьез. На волне движения #metoo обвинения Фэрроу обрели новую силу, поэтому многие актеры, работавшие с Алленом, извинились за такой опрометчивый поступок и отправили свои гонорары в фонд борьбы с сексуальным насилием. Кроме того, пострадал алленовский норматив — выпускать по фильму в год. Теперь дата выхода «Дождливого дня в Нью-Йорке» остается неизвестной. Возможно, именно этот фильм станет последним в долгой карьере Аллена.
В честь дня рождения мастера мы решили выбрать 10 лучших фильмов из огромной фильмографии Аллена.
Аллен — большой любитель русской культуры в целом и литературы в частности. «Любовь и смерть» — это его оммаж нашей истории начала XIX века. По сюжету молодой дворянин пытается избежать призыва в армию — ему не очень-то хочется воевать с армией Наполеона, лучше вести с благородными людьми интеллектуальные беседы. Даже обидно, что такую яркую, умную и очень смешную костюмированную комедию о любви, семье, чести и смерти с уважением к отечественной культуре сняли не в России.
Возможно, главная романтическая комедия в истории кино. Нью-йоркский комик Алви Сингер препарирует свою жизнь, чтобы с юмором рассказать про особенно важные моменты, людей вокруг и неудачи в любви. Персонаж Аллена бесит своим эгоизмом, снобизмом, грубостью и некомпетентностью, но в то же время влюбляет в себя тем, что он не плоский набор положительных черт, а живой человек.
Идеальная романтическая комедия для людей, которые хотят полюбить Нью-Йорк. «Большое яблоко» часто было фоном фильмов Аллена, но в «Манхэттене» город становится полноценным героем, а его дух чувствуется в каждой сцене. Казалось бы, типичный для режиссера фильм про измены и любовь, но благодаря невероятной операторской работе, меланхоличному саундтреку и, возможно, лучшему сценарию Аллена «Манхэттен» становится вневременным рассуждением о романтизации и жертвах, которые мы приносим ради любви.
В своей карьере Вуди часто подражал Ингмару Бергману, пытаясь создать такие же глубокие и драматичные фильмы о человеческих взаимоотношениях. «Звездные воспоминания» — это попытка снять свою версию «Восьми с половиной» Федерико Феллини. В меру сюрреалистичное метакино посвящено страданиям известного режиссера — он разрывается между двумя любовницами, вспоминает прошлую любовь и пытается перейти к серьезным фильмам, хотя фанаты просят комедии. Уединившись в гостиничном номере перед премьерой на кинофестивале, герой вспоминает свою жизнь. Вуди так часто говорил, что это один из его любимых фильмов, что вскоре ему пришлось опровергать автобиографичность картины.
Возможно, лучший фильм Вуди Аллена — странный, новаторский и ни на что не похожий. Формально это квазидокументальное кино о Леонарде Зелиге — мужчине, который в 1920-х узнает, что болен очень странной болезнью. Он как хамелеон физически и духовно может перевоплотиться в любого человека. Аллен вставляет своего персонажа в реальную хронику, имитируя кадры с известными деятелями того периода — от Чарли Чаплина до Адольфа Гитлера, — чтобы с типичной ему легкостью и иронией порассуждать на тему потери идентичности и самоидентификации.
Еще один фильм, который Аллен считает любимым (третий — «Матч поинт» 2005 года, но его нет в этом списке). Официантка времен Великой депрессии обожает ходить в кинотеатр, чтобы сбежать от пугающей реальности. Однажды происходит чудо: буквально с экрана в зрительный зал сходит мужчина ее мечты и признается ей в любви. Вдохновленный фильмами «Белый шейх» и «Шерлок-младший» Аллен создает трагикомедию о том, что эскапизм губителен и никогда не заменит реальное счастье.
В период между двумя Днями благодарения у трех сестер и их буржуазных семей происходят романтические перестановки. Еще один пример сценарного мастерства Аллена: семь героев постоянно взаимодействуют друг с другом — встречают, изменяют, бросают, убегают, избивают — но к концу фильма зритель точно запомнит все имена. Идеальный баланс между комедией и драмой, остроумные диалоги и прекрасные актеры — так рождается настоящая классика.
Фильм разделен на две истории: в первой примерный семьянин заказывает киллеру свою любовницу, которая начала его шантажировать. Во второй документалист-неудачник вынужден снимать картину о своем родственнике — известном телевизионном магнате, напыщенном и неинтересном. Обе истории в один момент сплетутся в алленовскую смесь экзистенциальной комедии и мелодрамы с морально-философской проблемой в основании: можно ли быть счастливым, если ты виновен в смерти другого человека?
Практически экспериментальный фильм о том, как развод друзей заставил другую семейную пару взглянуть правде в глаза и признать проблемы в собственном браке. Картина исследует институт брака через призму зависти. Все герои выглядят по-человечески неоднозначными, а актерские работы естественными — во многом из-за того, что фильм снят на ручную камеру, а на стадии монтажа Аллен обрывал сцены на середине.
Возможно, последний шедевр Вуди Аллена — меланхоличное кино о писателе, который уверен в том, что должен жить в Париже 1920-х. Там, дескать, богемная литературная тусовка, а в наше время что? Изредка, сессиями, ему удается попасть в эпоху своей мечты, и вскоре он понимает, что хочет остаться там навсегда. Очаровательное возвращение Аллена к своей лучшей форме принесло ему четвертый «Оскар» и толпу новых фанатов — кажется, именно с «Полночи в Париже» многие начали свое знакомство с фильмографией режиссера.