"Том и Томас" - милая детская, ни к чему не обязывающая современная сказка, ориентирующая ваше потомство на истинные ценности. Если вы полагаете, что здешнему потомству лет эдак через десять они еще понадобятся, берите спиногрызов за шкирман и в ближайшее воскресенье идите и смотрите.
Для родителей облегчение в том, что эта десято-сотая вариация "Принца и нищего" - нескучная как таковая, что выгодно отличает ее от обычной европейской воспитательной продукции. Сам по себе сюжет Марка Твена был придуман хорошо, и теперь даже в отечественном исполнении ("Президент и его внучка") непротивен. А в англо-голландском, как "Том и Томас", непротивен вдвойне, хотя сам по себе стандартен. Есть мальчик нормальный, живущий с папой и ходящий в школу, а есть безродный, живущий в детдоме и терпящий побои. Они - на одно лицо (Аарон Джонсон) и точно в конце окажутся близнецами. Как их такими окажут - увидите сами, оригинально лишь, что "нормальный" с младенчества чувствует телепатическую связь с "безродным", а ему никто не верит. Когда-нибудь, разумеется, они встретятся, и начнутся приключения. Приключения связаны с таким "новшеством", как преступная деятельность детдомовского руководства. Она доведет до Найроби, до полета в поднебесье и перестрелки в Хитроу. В общем, если бы я была все еще дитятей, мне бы понравилось.
Делала фильм молодая мама по имени Эсме Ламмерс и как бы тренировалась в рассказывании сказки на ночь своему собственному младенцу. То есть не саботировала. Для сгущения красок "безродные" приключения сняты в английской, чисто диккенсовской манере с мрачными подвалами и страшными злодеями, а "нормальная" жизнь - в не менее классической голландской, напоминающей знаменитую детскую книжку "Серебряные коньки". Здесь на коньках никто не бегает, но реальными, а не сказочными проблемами обременено много по-сказочному добрых людей.
В "Томе и Томасе" интересно рассматривать, именно как нормально живут. Мальчик идет мимо магазинной витрины: "Па, смотри, какая куртка классная". "Па" немедленно: "Ты смотри, сколько она стоит". У "па" умерла жена несколько лет назад, он - свободный художник с непостоянным заработком, за квартиру платить - не все коту масленица, но квартира шикарная. Мезонин, стеклянная крыша, вид на Темзу, гостиная-студия, можно не убираться, потому что и так уютно. "Па" умеет варить макароны с помидорами, еще, если не день рождения, в доме есть овсяные хлопья, но это все нормально переносится, так как отношения там - хорошие. Приходящая бабушка обижается, что внук называет ее не "бабушка", а "мэм". Вот - реальная проблема жизни, а не то, что у какого-то Юстаса "мобила круче, чем у нашего Томаса".
Впрочем, это кино однозначно не про тинэйджеров, и если они до него доберутся, то лишь по одной причине. В роли "па" - красавчик Шон Бин, когда-то игравший Вронского вместе с Софи Марсо, а тинэйджеров зацепивший Боромиром из пресловутого "Властелина колец". Шон Бин здесь - домашний, непафосный, но обаяние излучающий постоянно, и в пару ему подобрали тоже прелестную мулатку. Индэй Ба играет соседку-летчицу с ногами из подмышек, под облаками передвигающуюся на новеньком мотоцикле, а над облаками - за штурвалом новейшего "Боинга". Благодаря бытовому характеру сказки все эти навороты не выглядят одиозными, мол, "во мы тут какие, продвинутые европейцы". Нет, они не особо продвинутые, у них это все в порядке вещей, и единственное, чего хочется - так пожить, чтобы все это, от студии до "Боинга", тоже казалось нормой. В общем, лечебное кино, по-женски сентиментальное. Даже глядючи в одиночку, чувствуешь в соседнем пустом кресле плечо каждого члена семьи.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.