Макс Скиннер (Расселл Кроу) -- акула лондонской биржи, который не гнушается ради прибыли никакими запрещенными приемами, своих подчиненных называет не иначе как "лабораторными мышами", а самого себя -- "алчным ублюдком". Но он не всегда был таким. Давным-давно, как поясняет титр -- "много урожаев назад", Макс был очаровательным маленьким очкариком, который проводил время на прованском винограднике своего дядюшки Генри (Альберт Финни), играл в шахматы, нырял с трамплина в бассейн и постигал по мере сил винодельческие премудрости, которые часто оборачивались законами жизни в целом.
"Хороший год" Ридли Скотта на московских экранах
Само собой, все закончится хорошо (даже неудобно представить насколько) – мстительная красавица вспомнится как подруга скиннеровского детства, от которой он когда-то получил первый в своей жизни поцелуй; американка окажется дочкой подлинной, но, несмотря на происхождение, лишенной и малой доли привычной заокеанской алчности, а сам Скиннер сменит оправу очков и модель мобильного телефона и останется на родном винограднике навсегда, забыв про индекс Доу-Джонса и с головой окунувшись в простые человеческие радости вроде круассана по утрам. А вроде бы никуда не годные виноградные лозы окажутся на поверку ценнейшими – недаром ведь верный садовник каждое утро пел им песни.
Вопросов вся эта в высшей степени милейшая, уютная и на самом деле красиво снятая история не вызывает – придираться к мелодраме о возвращении к корням и обретении истинного смысла жизни может разве что законченный циник, который ни разу (хотя бы в мечтах) не сидел на залитой солнцем веранде с бутылкой красного в руке, ожидая, когда красавица жена позовет к обеду. Здесь есть по-настоящему забавные и на самом деле трогательные моменты. Вполне уместно выглядят отсылки к классическим фильмам Жака Тати (в первую очередь "Каникулам господина Юло" /Vacances de Monsieur Hulot, Les/ (1953) и "Моему дяде" /Mon Oncle/ (1958)), не говоря уж о том, что Тати зовут замечательную собачку, постоянно путающуюся под ногами у персонажей. Имеются и весьма язвительные шпильки в адрес вездесущих американцев, которые требуют к блюдам изысканной тосканской кухни непременный "бекончик" и кличут официантов "гарконами", очевидно, перепутав их с каким-то малоизвестным инопланетным народцем из "Звездного пути" /Star Trek/. В общем, все расчудесно. Неясно, пожалуй, только одно: при чем здесь Ридли Скотт? Некогда один из ярчайших кинематографических визионеров планеты, подаривший миру "Дуэлянтов" /Duellists, The/ (1977), "Чужого" /Alien/ (1979), "Бегущий по лезвию" /Blade Runner/ (1982), "Тельму и Луизу" /Thelma And Louise/ (1991), да хотя бы и "Черный дождь" /Black Rain/ (1989) с "Гладиатором" /Gladiator/ (2000) – фильмы, после которых кино перестало быть прежним. Неужели ему на самом деле стало абсолютно все равно, что снимать (до "Хорошего года" в фильмографии Скотта значится эпос о крестовых походах "Царство небесное" /Kingdom of Heaven/ (2005), после – "Американский гангстер" /American Gangster/ (2007) с тем же Кроу, про наркоторговцев, перевозящих отраву в гробах погибших во Вьетнаме солдат), на что тратить свой недюжинный дар? Похоже, что так. Ей-богу, прованское солнце, проселочную дорогу и солнце в бокале с неменьшим успехом мог бы отобразить любой средней руки голливудский ремесленник – уж больно выигрышная фактура.
Да и отношения между персонажами не выходят за рамки привычной лирической комедии с, допустим, Хью Грантом. Не считать же поводом взяться за экранизацию бестселлера Питера Мейала (чей очередной винодельческий роман положен в основу сценария) тот факт, что сам Скотт неравнодушен к вину и имеет в Провансе собственный небольшой виноградник и шато в придачу.