Хореографический шедевр, в котором Том Круз и Кристофер МакКуорри возвращают дух старых шпионских триллеров.
Некий искусственный интеллект угрожает безопасности планеты и начинает контролировать все глобальные системы. Державы и спецслужбы настораживаются, но быстро понимают суть: обладание «Сущим» дает бесконечную власть над миром, поэтому оперативные сотрудники и преступные самозванцы пускаются в погоню за желанным объектом. Решение вопроса — в поиске пары ключей, куда также увязалась команда Итана Ханта (Том Круз) с помощником Бенджи (Саймон Пегг) и техником Лютером (Винг Реймс). Помимо агентов (Шей Уигэм), заинтересованных в провале Ханта, в авантюру вплетается загадочная Грейс (Хейли Этвелл) и целая группа психопатов-террористов во главе с мутноватым Гэбриелом (Эсай Моралес).
Как-то в интервью Том Круз сказал, что для него нет невыполнимых миссий. Морщины подвигу не помеха: на 62-м году актер уверенно продолжает испытывать судьбу и бросать вызов силам гравитации. Как выяснилось, после покорения Бурдж-Халифы, убойных погонь на мотоциклах и эквилибристки на воздушном транспорте еще есть куда стремиться — адреналиновый наркоман всегда найдет способ вштыриться. Итан Хант — герой нашего времени, и рискнем предположить, что уже единственный: у Индианы Джонса только состоялся последний крестовый поход, а крейговского Джеймса Бонда еще пару лет назад решили трагично отправить в отставку. Тем временем Хант продолжает спасать мир от новых витков холодной войны, разгула международного терроризма и зазнавшихся гениев в подковерных играх спецслужб. Креативный дуэт МакКуорри и Круза ожидаемо повышает ставки: теперь дружный отряд агентов противостоит искусственному интеллекту, контроль над которым определит властителя мира (об этом только и фантазировать на фоне творческих успехов ChatGPT). Бюджет «Миссии» закономерно вырастает, а седьмое приключение обстоятельно делится на две части — чем теперь не эпическая сага?
Седьмая «Миссия: Невыполнима» — не просто высокооктановый технотриллер с сверхсовременными наворотами (девайсы будущего, ноу-хау с силиконовыми масками и так далее). Скорее наоборот: через злободневный научно-фантастический сюжет лента галантно стучится к прародителям — Альфреду Хичкоку и его шпионским триллерам. Например, здесь очень бойко ссылаются на «39 ступеней»: пристегнутые наручниками Том Круз и Хейли Этвелл комично увиливают от римской полиции и спецслужб, примерно как Роберт Донат и Мадлен Кэрролл 80 с лишним лет назад. Есть драка на крыше поезда — железобетонный троп любой шпионской классики, почти прямой мостик к 1996 году и Брайану де Пальме, с которого началась кинофраншиза. Седьмая часть по-прежнему несется со скоростью локомотива, но в этот раз еще элегантнее и старомоднее. МакКуорри — режиссер в свободном полете, работает с Крузом по старой схеме: трюк — это кости, а сюжет – мышцы, которые можно нарастить (на такую инверсию способны разве что авторы «Миссии»), обставляя каскадерские выходки Круза изобретательными усложнениями. Однорукое вождение малогабаритного Fiat по улицам Рима, прыжок со скалы на мотоцикле (к нему актер готовился целый год, назвав своим опаснейшим трюком) и карабканье по падающему в пропасть поезду — в общем, за повышенный сахар в крови вы знаете, кого благодарить.
Но причина нескончаемой радости не только в том, что седьмая «Миссия» — высококлассный киноуглевод. Пока агенты собирают ключи, МакКуорри цельно и с умом организует свой конструктор: экшен — только лучший, дать место лирике и сантиментам — пожалуйста, но в меру (достаточно флешбэков и одной трагической перестановки в сюжете), раскрыть злодея — обязательно, только не забывая о правильных пропорциях. Равноправие в сюжете — сделано: вот вам маскулинные агенты и боевитые агентши, умные специалисты и изворотливые femme fatale. Больше шпионских перипетий, а не дуболомного экшена — есть: действие закольцовано в ряд хитроумных секвенций с кошками-мышками, маскировками и передачей ключей из рук в руки.
Иначе говоря, новая «Миссия» — хорошо темперированный блокбастер, который не допускает осечек и активирует все центры удовольствий. Если Брэд Берд, допустим, в четвертом фильме начал переворачивать концепцию франшизы, то МакКуорри с Крузом просто довели эти реформы до совершенства. Из шпионского триллера «Миссия» превратилась в искусство чистой эквилибристики, в затейливый цирковой номер, во многом поставивший на злобу дня вопрос: резонно ли считать Тома Круза актером? Или, быть может, он уже лет десять как каскадер, с каждой трюковой идеей отнимающий рабочие места у коллег? Не так уж важно — главное, жить с чувством облегчающей надежды, что Итан Хант всегда нажмет на кнопку «стоп» за пару секунд до того, как взорвется мир.