Эйприл Ладгейт из «Парков и зон отдыха» повзрослела и наконец-то пошла по кривой дорожке.
Эмили (Обри Плаза) работает на скверной работе, денег вечно не хватает. Особенных перспектив с трудоустройством нет, только подруга все время что-то обещает. Зато по-настоящему помогает коллега и предлагает подменить его на одной из подработок. Эмили приходится обналичивать поддельные кредитки: ей страшно, ей неловко, она не очень хочет этим заниматься, но глаза боятся, а руки делают, и вот девушка уже оказывается втянутой в незатейливую мошенническую схему.
В интервью режиссёр Джон Паттон Форд говорил, что хотел снять фильм о «своём» Лос-Анджелесе — огромном мегаполисе, где большинство жителей едва говорят по-английски и работают черт знает где за еду и кров, без возможности иметь накопления. Населенный сплошь мигрантами первого поколения город предлагает бесконечные возможности в криминальной сфере, так или иначе затрагивающей всех.
Фильм начинается с неудачной попытки трудоустройства Эмили: неохотно сознаваясь то в одном мелком правонарушении, то в другом, в какой-то момент девушка не выдерживает, посылает работодателя и уходит. Короткий эпизод, но в нем задается и характер главной героини, и идеологический фундамент следующих полутора часов, — идеальный пролог.
Обри Плаза в образе этом смотрится идеально — несуразная, нерешительная, загнанная: после пересечения определенных «красных линий» она не то чтобы преображается, но начинает руководствоваться логикой, а не чувствами. При этом Эмили остается одновременно и человечной, и рациональной. Без харизмы и таланта артистки фильм едва ли получился бы: большая удача, что режиссеру удалось завлечь Плазу в проект.
На таком парадоксальном сочетании «хочу» и «надо» и держится вся картина: Эмили влюбляется в своего «начальника», Юсефа (Тео Росси), и прежде расчетливый преступник наконец начинает обращать внимание на собственные желания, а не только на семейные. Ни к чему хорошему это не приводит — в криминальном мире ставки выше и проигрывать опасней, но все же и он будто бы начинает жить по-настоящему.
Такие трансформации — это одно измерение, а превращение недавней официантки из офисного центра в организатора преступной группировки — уже совсем другое. После первых «гонораров» у Эмили не загораются глаза, она не сумасшедшая, напротив — мошенница поневоле понимает, что еще пара таких операций в качестве низшего звена, и ее или убьют или посадят, а вся наличность уйдет кому-то сверху. Искра между ней и Юсефом оказывается как нельзя кстати: прилежная ученица открывает для себя новые способы относительно честного отъема денег.
Emily the Criminal — откровенно жанровое кино с погонями, перестрелками, предательством, а также большой и чистой любовью. И пусть оно от первой и до последней сцены идеально укладывается в шаблон, снималась лента не только из тяги к триллерам как таковым. Лос-Анджелес у Паттона Форда — большой и страшный город палящего солнца и обмана на каждом шагу. Его жители спят в крошечных комнатушках, работают в раскаленных кухнях, учатся дышать в душных подвалах. Любой выход в благопристойный по средним меркам офис оборачивается оплеухой, а потому между нищетой, возвращением к отцу в Нью-Джерси и криминалом Эмили выбирает последнее.
Отсюда уже можно делать выводы о том, как само устройство общества в Лос-Анджелесе толкает жителей на преступления, но этот фильм все-таки не социальная драма, а криминальный триллер, а потому здесь лучше остановиться. По истечении полутора часов Эмили закалит характер, обретет и потеряет любовь, ну и придет к финансовому успеху, конечно. Добрая сказка об американской мечте, осознанно или нет, переосмысляется здесь не первый и не последний раз, но с каждой новой итерацией оригинал становится всё дальше и дальше, уже может показаться, что его никогда и не было. Так, при всей фантастичности сюжета, «Эмили преступница» становится еще одним шажком от грез к реальности.