Канадский мультфильм с убогой графикой, который учит, что лучше ждать помощи от богов, чем решать проблемы самому
Эскимосский шаман Крулик отказывается служить богине воды и приносит жертву духу тьмы. В отместку богиня уводит животных от стойбища клана Крулика, и племя начинает голодать. Не зная, что в их бедах виноват шаман, соплеменники злодея решают найти сказочную страну под названием Сарила, где даже зимой не идет снег и где круглый год полно дичи и ягод. Так как попасть в Сарилу могут лишь чистые сердцем, клан отправляет на поиски трех подростков – сына вождя Потулика, его невесту Апик и сироту Маркусси, которого прочат в новые шаманы.
Большая и богатая страна, Канада вполне могла бы иметь внушительную кинематографию, если бы Голливуд не переманивал всех талантливых северян. Но если кино в Канаде все же существует, то с анимацией там швах. За последние десять лет, кажется, не вышел ни один канадский полнометражный мультфильм, который бы заслуживал упоминания за океаном. Если не считать копродукций, где канадцы были на подхвате. И вот до нашего проката добрался первый канадский 3D-мультфильм, созданный аниматорами Квебека. Это, бесспорно, событие. Но заслуживает ли оно поддержки?
Если вы не живете в Канаде и не переживаете за судьбу ее мультипликации, то нет. Кленовый блин вышел комом. Первая проблема «Сарилы» становится очевидна, как только заканчиваются вступительные титры. Компьютерная графика ленты столь убога, что ее постыдились бы многие видеоигры. Кроме тех, что слеплены на коленке парой юнцов. Если эскимосы еще похожи на людей, то собаки выглядят так, будто их склеивали из кубиков. И надо было постараться так нарисовать лед, чтобы его глыбы казались дешевыми пластиковыми декорациями.
Это, однако, цветочки. Ягодки – это персонажи и сюжет. Сразу видно, что оба сценариста – дебютанты без какого-либо опыта. Прежде всего, два главных героя – полные идиоты. Шаман отказывается от помощи богов, обрекает племя на гибель, продает душу (или что там у эскимосов) тьме… И все ради того, чтобы изощренно отомстить сыну давно умершего соплеменника. Причем этот соплеменник ничего плохого не сделал. Он просто стоял рядом, когда случилось нечто, от чего шаман расстроился. В свою очередь, Маркусси весь фильм повторяет: «Я не шаман, я – охотник». Хотя он не убивает ни одного животного, а вместо этого общается с духами и зверями. Атеист из Торонто на его месте мог бы не поверить в свое предназначение. Но Маркусси живет в мире, где разговоры с духами в порядке вещей. И он уже после второй встречи с богиней должен был осознать, что шаманство – его судьба.
Дальше – хуже. Герою положено совершать подвиги. Но Маркусси их не совершает! Вся его история – сплошной «бог из машины». Духи только и делают, что вытаскивают его из передряг. Даже финальная битва сводится к тому, чтобы помериться богами. Напротив, «папенькин сынок» Потулик и еду для племени добывает, и медведя в одиночку побеждает, и мост через пропасть налаживает, и друга из проруби вытаскивает… И все это без помощи духов. Вот кто истинный герой! Но фильм считает его второстепенным персонажем, потому что он с леммингами не балакает. Детские ленты так писать нельзя!
Смотрите в кинотеатрах с 4 июля.