14 марта в российский прокат выходит фильм «Герой наших снов» — очередной мастерпис от прославленной американской студии А24, подарившей нам «Солнцестояние» и «Легенду о Зеленом рыцаре». Постановщиком фильма выступил норвежский режиссёр Кристоффер Боргли — амбициозный новичок, успевший зарекомендовать себя злободневной сатирой «Тошнит от себя», вышедшей в 2022 году.
Новый проект Боргли не менее остросоциальный: фантастическая комедия «Герой наших снов» рассказывает историю профессора Пола Мэттьюза, который вопреки собственному желанию начинает появляться в снах абсолютно всех людей. Редакции Film.ru удалось встретиться и поговорить с исполнителем главной роли Николасом Кейджем, для которого «Герой наших снов» стал удивительно личной картиной.
Вы зарекомендовали себя как актер с очень разноплановой фильмографией, в которой нашлось место и маскулинным боевикам, и артхаусным драмам. Возможно, именно по этой причине странный, смешной и немного пугающий фильм Кристоффера Боргли кажется «сценарием мечты» (оригинальное название ленты Dream Scenario — прим. ред.) именно для вас. Мне кажется, «Герой наших снов» был буквально написан для Николаса Кейджа, согласны?
Ну, в первую очередь меня подкупило название фильма. Два моих любимых слова объединили в одну фразу. «Сценарий мечты» звучит идеально.
А потом я прочитал сценарий. И я должен сказать, что это был один из пяти лучших сценариев, которые я когда-либо читал за последние 42 года. Другими были «Воспитание Аризоны», «Покидая Лас-Вегас», «Поцелуй вампира», «Адаптация». Я сразу понял, что мне просто нужно сняться в этом фильме, я обязан это сделать. Я чувствовал, что у меня есть жизненный опыт для того, чтобы сыграть Пола. При этом я не похож на Пола. В обычной жизни я не двигаюсь, как Пол. И тем не менее то, что произошло с ним, на самом деле случилось со мной. Возможно, я был первым актером нулевых, который проснулся однажды утром и совершил ошибку, решив загуглить свое имя в поисковике.
По большому счету история Пола — это квинтэссенция кризисов разных персонажей, которых я когда-либо играл, если не брать в расчет повествование или то, как персонаж достиг своей точки. В конечном итоге и я, и он просто превратились в мем. В ходе моей мемификации я просто не мог понять, что со мной происходит. И я не мог это остановить, я не мог это контролировать. Я ничего не мог сделать. Моя вирусная популярность начала расти в геометрической прогрессии и усугубляться сама по себе. А потом пошел всякий мерч и футболки. И я подумал: боже, я не знаю, что с этим делать. Но когда я прочитал сценарий «Героя наших снов», я подумал: да, я мог бы использовать свой опыт с этим персонажем, потому что люди видят его во сне. Он ведь тоже не имеет над этим никакого контроля.
За персонажем, его голосом, движениями, взглядом стояли искренние эмоции. И в последнее время я начал замечать, что хочу делать более личные фильмы. Я хочу найти персонажей, в которых я мог бы внедрить жизненный опыт, таких как в «Свинье» или «Герое наших снов», и запустить его на полную мощность, переключиться на скольжение и не чувствовать, что мне нужно слишком много действовать, а просто наслаждаться моментом. На каком-то уровне это все-таки фильм о снах, и этот факт меняет повествование, в конце концов вы погружаетесь в логику сна. Многие японские фильмы ужасов, такие как «Звонок» или «Проклятие», обладают своего рода чувствительностью к логике сновидений, а я фанат таких фильмов.
Несмотря на всю эту историю с мемификацией, Пол Мэттьюз и правда не равно Николас Кейдж. Главный персонаж «Героя наших снов» изображен очень неуверенным в себе человеком, лишенным так называемого «мачизма», чего уж точно не скажешь о вас. Что все-таки подвело вас к этой роли? При всех очевидных отличиях…
Я просто положился на свои инстинкты. Когда я прочел сценарий и разглядел главного героя, в моей голове начала играть музыка, стали формироваться диалоги. Интуитивно я понял, что способен сыграть Пола Мэттьюза. Опять же исходя из своего жизненного опыта, который давал мне базу понимания его эмоциональной стороны. Важно опираться именно на эту составляющую — по сути, ты можешь двигаться и говорить как угодно, если у тебя есть четкое взаимодействие с эмоциями выбранного героя. Только так ты можешь установить надежный контакт с аудиторией. Я не думал о Поле Мэттьюзе как о человеке с проблемами с самооценкой, я просто был к нему неравнодушен.
Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Насколько мне известно, ваш отец в свое время работал профессором литературы, как и Пол Мэттьюз в «Герое наших снов». Насколько вам интересна эта профессия? И какую тему или предмет вы бы хотели преподавать своим студентам?
Ну, что касается моего папы, вы знаете, он любил своих учеников. Он был из тех учителей, которых очень вдохновляла и воодушевляла идея развития воображения у студентов. Тем не менее академическая среда была и остается очень конкурентной, как среди преподавателей, так и внутри самого университета. Я часто замечал, как отец боролся с некоторым разочарованием по поводу этого аспекта работы в сфере науки. Но отношения, которые у него были со своими учениками, всегда были для него важны. И я думаю, они его искренне любили. Я хотел сыграть Пола как хорошего, квалифицированного профессора, который действительно старался установить связь со студентами.
Сам я никогда бы не хотел преподавать, мой удел — быть вечным студентом. Я бы никогда не назвал себя магистром или профессором. Я предпочитаю думать о вещах и смотреть на вещи как учащийся. Это можно понять, если внимательно изучить мою фильмографию.
Вы выросли в то славное время, когда Интернет и социальные сети еще не были неотъемлемой частью жизни каждого человека. Как вы думаете, что говорит о нашем обществе взлет и падение, которые пережил Пол Мэттьюз?
Я думаю, что это говорит о невероятной скорости его развития. Когда-то люди говорили мне, что я сам подписался на свою скандальную популярность. Но ведь я этого не сделал. Когда я принял решение стать актером, я вдохновлялся фильмами 40-х, на худой конец 20-х годов. У актеров из этих фильмов не было мобильных телефонов или Интернета. Мне пришлось адаптироваться к медийности. Это была адаптация к вирусному миру Интернета, на который я не подписывался. Знаете, есть такой писатель по имени Алан Мур, он написал «Хранителей». Он почти как Нострадамус. Мур предсказал год, когда информация будет распространяться так быстро, что все мы превратимся в пар. Я не знаю, что это на самом деле означает, но в этом есть что-то интуитивное. Мне кажется, скорость передачи информации ускоряется в геометрической прогрессии, и у каждого из нас есть доступ в коллективное бессознательное, которое развивается благодаря технологиям.
Мне кажется, что у Пола Мэттьюза есть что-то неуловимо общее с вашим персонажем из «Адаптации» Спайка Джонза и Чарли Кауфмана…
Это вы верно подметили. Режиссер «Героя наших снов» Кристоффер Боргли на самом деле очень любит этот фильм. Боргли определенно взял что-то из «Адаптации» для написания персонажа Пола Мэттьюза, но он точно не опирался в этом плане на меня. Более того, Боргли прослушивал многих других актеров, прежде чем очередь дошла до меня. Но я уверен: он хотел вложить в «Героя наших снов» тон и настроение сценария Кауфмана.
А какие у вас вообще впечатления от работы с Кристоффером Боргли?
Это может прозвучать по-дурацки, но «Герой ваших снов» буквально стал для меня проектом мечты. Я видел короткометражки Боргли, и они мне очень понравились. В них Кристоффер был не только режиссером, но и актером, исполнителем главной роли. Именно так я понял и осознал уровень эмоционального диапазона этого парня. Когда я посмотрел «Тошнит от себя», я буквально сказал: «Ух ты!» Это было что-то по-настоящему новое, понимаете, абсолютно свежий взгляд на привычные вещи. Я заметил, что в Норвегии сейчас, в принципе, активно развивается кинопроизводство — молодые и талантливые студенты получают финансовую поддержку, чтобы воплощать свои амбиции на большом экране. Им дают стипендии и все-все необходимые материалы. Кристоффер меня в целом впечатлил своей уверенностью, что само по себе редкое и ценное качество для кинематографиста. У него есть уверенность в своем видении искусства, в тех историях, которые он хочет рассказать зрителям. Было бы глупо с моей стороны не соприкоснуться с таким режиссером, особенно учитывая гениальность сценария «Героя наших дней». Каждый этап работы над персонажем Пола Мэттьюза проходил в тесном контакте с Кристоффером, мы создавали его вместе.
А какое у вас отношение к самим снам? Верите ли вы в то, что они имеют некий глубокий смысл?
Мое воображение всегда хочет придать им глубокий смысл, но рациональная часть меня не считает, что сны имеют хоть какой-то смысл. Но мне нравится магия снов. Когда я был маленьким, меня часто мучили кошмары, но впоследствии я научился выносить из этого пользу, я люблю думать о мечтах как о неких дарах, возможностях. Допустим, мне снится авиакатастрофа, мне снятся повторяющиеся сны об авиакатастрофе, и это ужасно и так реально. Но затем я просыпаюсь и начинаю испытывать сострадание. Я испытываю сострадание к людям, которые прошли через этот опыт или не пережили его. И это делает меня более эмпатичным. Иногда я не знаю, как разыграть сцену, иду спать, и мне снится что-то невероятное. Впоследствии я использую это остаточное ощущение, чтобы сыграть нужную сцену как надо.
Что «Герой наших снов», по вашему мнению, говорит о культуре отмены?
Забавно, но, когда я подписался на этот сценарий, я даже не задумывался о теме культуры отмены. Меня гораздо больше интересовал вопрос вирусной славы, растущей популярности и ее последствий. Думаю, культура отмены в фильме имеет какую-то связь с коллективным бессознательным и технологиями, которые помогают людям делать быстрые выводы, реагировать на что-либо молниеносно. Тем не менее мне кажется, что общество всегда принимает верное решение, что бы оно ни думало и ни говорило. Люди никогда не бывают неправы. Мне кажется, «Герой наших снов» в этом плане фильм крайне дискуссионный.
В прошлом году вы сыграли самого себя в фильме «Невыносимая тяжесть огромного таланта». Есть ли какая-то связь между лично вами, вашей вирусной популярностью и сюжетом «Героя наших снов»?
Конкретно Пол Мэттьюз в «Герое наших снов» — это не так называемый Ник Кейдж. Это не я, это не мета. Это не метаопыт. Зрители могут подумать, что это мета, что я хорошо чувствую и понимаю Пола Мэттьюза, потому что у нас был схожий жизненный опыт. Но работа в «Герое наших снов» сильно отличается от «Невыносимой тяжести огромного таланта». «Невыносимая тяжесть огромного таланта» — это, несомненно, самое страшное, что мне когда-либо приходилось делать за сорок с лишним лет работы в кино. Я не хотел играть этого персонажа. Все мы, актеры, хотим спрятаться за своим сценическим образом. Но в том фильме предполагалось, что мне необходимо быть собой. Но на деле мне приходилось смеяться над собой, и это было унизительно. Все это было похоже на скетч из «Субботнего вечера в прямом эфире». Прямо сейчас могу сказать, что никогда не снимусь в сиквеле «Невыносимой тяжести огромного таланта». Этого просто не произойдет.
"В ходе моей мемификации я просто не мог понять, что со мной происходит. И я не мог это остановить, я не мог это контролировать. Я ничего не мог сделать. Моя вирусная популярность начала расти в геометрической прогрессии и усугубляться сама по себе. "
Я вообще не заметила прямой связи между Кейджем и героем фильма, а ведь она так была очевидна!