![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Безбожно упрощенная, но душевная экранизация трагикомического подросткового романа о старшеклассниках накануне выпускного
Безбожно упрощенная, но душевная экранизация трагикомического подросткового романа о старшеклассниках накануне выпускного.
Когда Квентин (Нэт Вульфф) был маленьким, его лучшей подругой была его соседка-ровесница Марго (Кара Делевинь), но их отношения расстроились после начала полового созревания. Теперь Квентин тусуется с «лузерами» и «ботаниками», прилежно учится и не планирует идти на выпускной, потому что у него нет девушки. Марго же считается одной из главных красавиц школы, спит с самым богатым и привлекательным парнем и славится удивительными по подростковым меркам приключениями вроде побега с цирком. Внезапно Марго просит Квентина о помощи. Ее парень ей изменил, и она хочет отомстить ему и всем, кто об этом знал. Поскольку Квентин перед ней преклоняется, он помогает Марго с осуществлением ее плана, и они проводят вместе веселую хулиганскую ночь. На следующий день девушка исчезает из города, и родители, уставшие от ее взбрыков, отказываются ее искать. Так что Квентин решает сам найти Марго, которая, как ему кажется, ждет, что он к ней присоединится.
«От автора романа “Виноваты звезды”» – извещает зрителей постер «Бумажных городов», который одновременно сообщает правду и дезориентирует. Да, экранизированный Джейком Шрейером роман «Бумажные города» в самом деле написан Джоном Грином, автором «Виноваты звезды». Но это фильм совершенно другого плана, нежели прошлогодний прокатный хит Джоша Буна.
«Виноваты звезды» – трагическая любовная сага, рассчитанная на любительниц и любителей попереживать и поплакать, а также повосхищаться юными героями, которые сохраняют присутствие духа перед лицом смертельных болезней. В «Бумажных городах» же никто не болеет и не умирает, и драматизм повествования исчерпывается двумя сакраментальными вопросами старшеклассников: «Любит или не любит?» и «Кто с кем пойдет на выпускной?». Мягко говоря, мелкотравчатая история в сравнении с предыдущей картиной по роману Грина.
Писатель, правда, в этом не виноват. В книге Квентин боится, что Марго сбежала, чтобы в одиночестве покончить с собой, и он разыскивает девушку, чтобы спасти ее от отчаяния и депрессии. Когда же он ее находит и узнает, что на самом деле произошло, их продолжительное выяснение отношений затрагивает многие сложные темы и оказывается познавательным экскурсом в мир «женской логики» и подростковых переживаний. Правда, это все равно не так драматично, как перипетии «Виноваты звезды». Но все же «Бумажные города» – достаточно умный и захватывающий роман, чтобы быть в библиотеке любого думающего подростка.
Фильм, как вы уже догадались, спустил большую часть сложности и познавательности книги в унитаз. Так, в романе Марго – девушка с несколькими психологическими слоями и масками, и книга проводит немало времени, «раздевая» героиню и обнажая ее скрытую ото всех сущность. В фильме же Марго равна самой себе. Никаких психологических «одежек» – девушка одинакова в начале ленты и в ее финале. Сильная, предприимчивая, планирующая на несколько ходов вперед и вызывающая у героя священный трепет. В книге это лишь одна из масок Марго, а картина на этом останавливается, и финал сводится к выяснению, как девушка относится к главному герою и что из этого следует. Прямо скажем, циничное упрощение.
Вместо того чтобы копаться в головах главных героев, фильм демонстрирует, как дружны Квентин и два его приятеля, смеется над их «лузерством», чествует их, когда они делают что-то хорошее, и закручивает сюжетную линию вокруг выпускного бала. В то время как в книге герои пропускают выпускной, чтобы спасти Марго, в кино они соглашаются на путешествие с Квентином лишь при условии, что успеют на выпускной. После этого картина требует, чтобы зрители вместе с персонажами переживали, пойдут ли те на бал и будут ли у них подходящие пары. Это традиционная тема для голливудского школьного кино, но какая же она незначительная в сравнении с книжным «квестом» по спасению Марго от вскрытия вен!
Вообще, «Города» Шрейера напоминают многие известные подростковые постановки, от «Клуба “Завтрак”» до «Дрянных девчонок». Но это лишь поверхностное цитирование, без тонкости, пронзительности и остроумия знаменитых лент. Неудивительно, что сценарий часто сбивается на банальные клише – даже в те моменты, когда книга подчеркивает, что отходит от штампа. Так, в романе Грин пишет, что чернокожий «ботанический» приятель Квентина по прозвищу Радар в детстве был плюгавым очкариком, но затем вырос и стал носить контактные линзы. Именно поэтому Радар – единственный из друзей Квентина, у кого есть девушка. В фильме же Радар – маленький очкарик, который выглядит именно так, как, по мнению голливудцев, должен выглядеть компьютерщик, не отлипающий от экрана. Или, может быть, создатели фильма решили, что Америка еще не доросла до высокого и привлекательного чернокожего парня, который не играет в баскетбол, а редактирует «Википедию»…
Но не все так плохо. В определенной душевности ленте не откажешь, и в ней есть смешные моменты, интригующие сюжетные повороты и справедливые замечания по поводу подростковой жизни. Кроме того, гламурная модель Кара Делевинь идеально подходит для роли девушки, ради которой компания подростков погружается в мини-вэн и отправляется на другой конец страны. Хотя у Марго не так уж много экранного времени, она производит достаточно сильное впечатление, чтобы обоснованными казались поступки не только Квентина, но и всех, кто отправляется вместе с ним на поиски девушки – просто для того, чтобы еще раз ее увидеть. В свою очередь, Нэт Вульфф в роди Квентина достаточно обаятелен и недотепист, чтобы быть правдоподобным протагонистом. Да, это не удачная экранизация романа Грина и не новое подростковое суперкино, но в нем достаточно хорошего, чтобы не быть полным «фейлом».