Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Гольциус и Пеликанья компания»

Сверхэксцентричная и чрезвычайно откровенная артхаусная трагикомедия о голландском порнографе эпохи барокко

Добавить в закладки
Секс-миссия

Трейлер

Франция конца XVI века. Голландский печатник и импресарио Хендрик Гольциус (Рамси Наср) с небольшой актерской труппой прибывает ко двору маркиза Эльзасского (Ф. Мюррэй Абрахам). Он надеется убедить правителя вложиться в выпуск роскошных изданий с пикантными иллюстрациями. Чтобы распалить воображение маркиза, Гольциус обещает поставить серию откровенных пьес на библейские темы. Мнящий себя «либертином» правитель соглашается на предложение голландца. Однако, когда Гольциус выводит на сцену Адама и Еву, Лота и его дочерей и прочих персонажей Ветхого Завета, истории которых включают обнажение и секс, маркиз показывает себя с худшей стороны. Он влюбляется в одну из актрис, заточает в тюрьму драматурга, обвинив его в ереси, и заставляет членов труппы наяву пережить страдания библейских героев.

Кадр из фильма «Гольциус и Пеликанья компания»

Гравюры Гольциуса давно занимают Гринуэя. Они фигурировали в его картинах «Книги Просперо» и «Чемоданы Тульса Люпера»

Семидесятилетний британец Питер Гринуэй в том возрасте, когда многие его коллеги (и многие мужчины) перестают думать о плотском и начинают думать о вечном. Уроженец Уэльса, однако, озабочен как никогда. Он и раньше-то не был сдержанным постановщиком (и это мягко говоря!), но даже на фоне его предыдущих лент «Гольциус» кажется зашкаливающе откровенным. Женские и мужские обнаженные тела почти не сходят с экрана, и если бы в картине было больше крупных планов, то ее вполне можно было бы продавать в отделе порнографии. Сам режиссер, кстати, честно это признает. Он еще до начала съемок «Гольциуса» рассказывал в интервью, что собирается снять порнографическую ленту о голландском гравере-маньеристе, который считается одним из предшественников Рембрандта (напомним, главного героя вышедшей в 2007 году исторической драмы Гринуэя «Ночной дозор»).

Кадр из фильма «Гольциус и Пеликанья компания»

Пишущий пьесы для труппы Гольциуса драматург Томас Боэций назван в честь античного философа Боэция, известного как «последний римлянин»

Тем не менее «Гольциус» – это не пособие для эстетов, которые слишком себя уважают, чтобы самоудовлетворяться с помощью обычного порно. Как и предыдущие полотна Гринуэя, это одновременно произведение видеоарта, изящно соединяющее на экране классическую живопись, каллиграфию, компьютерную графику и прочие художественные ухищрения, и интеллектуальное кино. В «Гольциусе» Гринуэй с равно свойственными ему постмодернистской иронией и модернистским сарказмом фактически и метафорически раздевает догола цензоров-фарисеев, которые пытаются запретить то, от чего не могут отвести взгляд, и людей искусства, которые откровенно провоцируют зрителей, чтобы заработать на их интересе к сексу, а потом негодуют, когда их произведения слишком распаляют публику. В результате картина оказывается драматичной дискуссией о запутанных отношениях между искусством, религией, идеологией и людскими страстями. А так как дискуссия эта развивается в XVI веке, то вскоре на экране начинает литься кровь, и поначалу юмористическая постановка (в завязке маркиз принимает голландцев, сидя на троне-унитазе, так как обычай требует от него испражняться прилюдно) оборачивается трагедией, которая почти задевает за живое. Почти – потому что ирония Гринуэя никуда не девается. Заглавный герой, например, сопровождает даже самые мрачные сцены игривыми комментариями и учеными отступлениями в духе документальных лент о живописи («Этот сюжет был раскрыт в творчестве многих художников. Обратите особое внимание на…»). К тому же обычное гринуэевское презрение к сценарной дисциплине делает действие картины несколько мутным – хотя и куда более внятным, чем действие многих аналогичных артхаусных постановок, в которых идейное и визуальное содержание важнее, чем сюжетная интрига и всестороннее раскрытие персонажей.

Как видите, столь причудливое кино трудно назвать «развлекательным», и потому эту двухчасовую ленту можно рекомендовать лишь поклонникам Гринуэя и тем, кто обожает интеллектуально и эстетически стимулирующие полотна. И наоборот, если вас не увлекают обсуждения библейской морали и границ дозволенного в искусстве и если вы считаете, что историческое кино нужно снимать в убедительных декорациях, а не на заброшенном заводе, где расставлены вещи в стиле прошлого (Франция у Гринуэя получилась нарочито условной), то «Гольциус» сможет предложить вам лишь обильную наготу. Которую, право, лучше искать в специализированном кино.

 

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?