На открытии Мексиканской недели в ЦДП "Преступление отца Амаро" Карлоса Карреры показалось короче, чем есть, за счет текилы, щедро наливавшейся пришедшим. Если бы и без текилы фильм был коротким, наверняка получил бы прошлогоднего "Оскара", на который номинировался. Но для этого нужны авторы, более подкованные по части борхесов, маркесов и октавио пасов -- вот под ту же текилу на мексиканской кухне...Их не пугал бы тогда формализм, недостаток которого ощущается.
Формальная идея в фильме только одна, хотя и любопытная. "Преступление отца Амаро" поставлено по сатирическому роману португальского писателя XIX века Эсы де Кейроша, но из старой Португалии действие перенесено в сегодняшнюю Мексику. Так вот то, что когда-то было чистой сатирой, в современности стало обыденной реальностью. Экая невидаль – узнаваемый психологический портрет законченного подонка. Все предельно вписано в быт, без малейших натяжек. Может, отсюда и занудство, но страна должна знать своих подонков: "Только та страна чего- нибудь стоит, которая умеет защищаться". Недаром даже в Америке фильм с бюджетом в миллион восемьсот собрал шесть миллионов, а на родине вообще втрое обскакал предыдущего рекордсмена проката, "И твою маму тоже". Мексиканские кардиналы могут до смерти предавать "Преступление отца Амаро" анафеме и бичевать его клеветническую сущность. Это проблема мексиканского общества, которое все еще не поставило свою церковь на место.
Однако по части религиозных разборок есть фильмы посильнее: "День гнева" Дрейера, "Мать Иоанна от ангелов" Кавалеровича, "Млечный путь" Бунюэля. Сама история у Карлоса Карреры достаточно банальна, вроде "Поющих в терновнике", только без соплей. Ну, приехал юный католический священник в назначенную провинцию, ну, обнаружил, что церковь повязана с мафией, насквозь коррумпирована и морально разложилась. Ну, разочаровался, с тоски влюбился, нарушил целибат, соблазнил втихаря шестнадцатилетнюю местную (немножко секса). Ну, передрейфил, католичество не бросил, а шестнадцатилетняя забеременела (еще немножко секса). Ну, заставил ее сделать подпольный аборт, так что она загнулась, ну, подставил другого, а сам отпевал ее в церкви, как ни в чем не бывало. И все шептали кругом: "Отец Амаро – ангел, отец Амаро – ангел". Все думали, что она истекла кровью в его машине, потому что он пытался спасти ее от развратного бывшего жениха.
Ценны в фильме актерские психологические заслуги и мелкие наблюдения. Гаэль Гарсия Берналь, хоть и маленького роста, но актер, видимо, изрядный. Степень подлости там просто растворилась в жестах и взглядах. Заволновался, приехал к единственному хорошему, не любимому епископатом священнику, спрашивает: "А как вы относитесь к абортам?". И только когда тот ответил, что относится нормально, мало ли что, только после полученной индульгенции бросил мимоходом: "Знаете, вас отлучили от церкви и запретили служить". И тут же уехал. Берналь, что характерно, играет начинающего, зеленого, хотя уже беспросветного подонка, для которого всякий раз максимально законченная подлость – как бы первая проба пера. "А как это сделать здесь? А здесь как?". Защищаясь, нюансы его психологии, действительные в любой должности любого государства, можно смело мотать на ус. Конечно, еще интереснее было бы разобраться, откуда это берется, кто там в детстве у отца Амаро сделал его таким – мама, папа, двор или школа. Но отсутствие подобных разысканий – вина не актера, а режиссера.
Еще в фильме есть очень красивая, просто неотразимая шестнадцатилетняя в исполнении Аны Клаудии Таланкон, а также присутствует юмор. Верная прихожанка принимает причастие, приносит домой облатку, там куча кошек, и черная короткошерстная приболела. Мочит облатку в молоке: "Вот твое лекарство, девочка", – и кошка на крупном плане съедает и облизывается.
За такой кадр, сколько бы ни было недостатков, фильму многое прощаешь.