В новом голливудском шпионском триллере «Красный воробей» Дженнифер Лоуренс сыграла русскую балерину, которая проходит обучение в секс-школе СВР и становится профессиональной «медовой ловушкой» – экспертом по соблазнению мужчин
В СССР, как известно, секса не было. Дети рождались, население росло, а секса не было. Нет его и сейчас. По данным недавно опубликованного опроса, секс не входит даже в десятку любимых занятий россиян. Поэтому не так уж странно учить наших разведчиков (или, если хотите, «шпионов») профессионально заниматься сексом. Дабы как минимум не опозориться в глазах наших «западных партнеров», которых, судя по заполошным сообщениям некоторых СМИ, учат сексу с детского сада.
Но не будем рассуждать в общем. Обратимся к конкретике – к остросюжетному роману Джейсона Мэттьюса «Красный воробей», на котором основана лента режиссера Фрэнсиса Лоуренса и звезды Дженнифер Лоуренс (нет, они не родственники – просто однофамильцы).
Мистер Мэттьюс больше тридцати лет отслужил в ЦРУ, и он считает себя экспертом по нашей стране, что с готовностью демонстрирует в «Воробье», впервые изданном в 2013 году. Бывший шпион по поводу и без повода использует в тексте русские слова (понятно, с переводом), и он упоминает реальных людей, реальные заведения и даже реальные адреса. Например, когда Мэттьюс пишет об учебе главной героини, он называет Московскую государственную академию хореографии и указывает ее точный адрес на 2-й Фрунзенской улице.
Порой желание покрасоваться подводит Мэттьюса, и он допускает нелепые ошибки вроде «нашник» вместо «нашист». Но то, что автор вообще знает о существовании «нашистов», вызывает уважение. Равно как и довольно компетентные рассуждения шпиона о нынешней российской политике. Правда, его замечания пропитаны русофобией, а о нашем президенте Мэттьюс пишет с такой ненавистью, будто Путин увел его жену и переехал машиной его собаку. Но для ветерана ЦРУ это вполне естественно.
Поэтому, когда Мэттьюс отправляет Доминику (экое у героини имя!) в секс-школу внешней разведки, которая располагается в бывшем дворянском особняке где-то под Казанью, это не кажется проявлением бурной фантазии. Слишком уж автор дотошен и близок к фактам, чтобы вдруг взять и придумать заведомо несуществующее место. Да еще такое, где будущих разведчиков заставляют заниматься друг с другом извращенным сексом, чтобы они стали мастерами постельного дела.
Действительно, в интервью писатель указывает, что основывается на фактах. Мол, в советские времена такое заведение существовало. Выдумано в книге лишь то, что секс-школа функционирует до сих пор. Хотя кто может, не выдавая государственную тайну, гарантировать, что она закрыта, а не перебазирована?
Ясно, что Мэттьюс ни за что бы такое не написал, если бы узнал о секретной школе из секретных материалов. В Америке с секретностью не так жестко, как в России, не говоря уже про советские порядки, но за разглашение тайных сведений можно поплатиться. Особенно если давал присягу этого не делать. Поэтому, раз Мэттьюс спокойно пишет о секс-школе и не боится суда, он взял сведения о ней из открытого, всем доступного источника.
Что это за источник? Упоминание Казани оказалось очень полезным. Оно позволило быстро найти документальную книгу, где рассказывается о секс-школе КГБ в городке под Казанью. Книга эта издавалась под разными названиями. Мы будем использовать самое раннее из них – «Секс и советский шпионаж». Книга впервые вышла в 2002 году в издательстве «Олма-пресс». Написала ее Инна Свеченовская.
«Секс и советский шпионаж» не отличается большом объемом, но впечатляет своим охватом. Книга прыгает туда-сюда по временной шкале и перечисляет все, что хоть как-то можно привязать к ее теме, и даже то, что туда не привязывается. Так, в книге есть глава о Мэрилин Монро, где подробно описывается, как звезда крутила роман с президентом Джоном Кеннеди и его братом Робертом. Вообще-то, у исследователей есть большие сомнения по поводу того, что у Монро были близкие и долгие отношения с главой государства (актриса и президент, похоже, переспали и этим ограничились, что было нормой в эпоху секс-революции). Но Свеченовская пишет о романе так безапелляционно, будто была прислугой Монро и подавала хозяйке презервативы в постель. Это не вселяет веры в автора как в борца за правду.
Глава о секс-школе КГБ находится в самом начале книги. В своем обычном стиле Свеченовская описывает заведение безо всяких сомнений в его существовании. Основным источником для нее служит некая Лидия – женщина-полковник КГБ в отставке, которая некогда организовала элитный публичный дом в ФРГ для сбора компромата на «шишек», а затем вернулась в Союз, где создала и возглавила секс-школу Комитета. Годами Лидия хранила эту грязную тайну, но теперь бесстрашно ее поведала во всех шокирующих подробностях. Вроде того, что в заведении готовили не только красоток для обольщения капиталистов, но и красавцев-геев для той же цели. Хотя гомосексуализм в СССР преследовался по закону.
Не будем отнимать у Свеченовской хлеб и пересказывать все, что она пишет о казанской секс-школе. Вполне достаточно того, что автор указывает точное местоположение учреждения – местечко Верхоной. Есть ли такое поселение? Нет. Не только в окрестностях Казани, но и во всем мире нет места, которое бы так называлось. Поздравляем, госпожа Соврамши!
Нет никаких сведений и о разведчике-перебежчике Александре Демидове, который якобы в 1970 году рассказал на Западе примерно то же, что Лидия поведала Свеченовской. Автор использует Демидова как подтверждение слов Лидии – и «доказывает» несуществующее несуществующим. Других доказательств в тексте нет, и читается он не как серьезное расследование, а как неправдоподобная фантазия.
Согласитесь, нужны веские улики и подтвержденные документами свидетельства, чтобы утверждать, что в такой пуританской стране, как Союз, существовало официальное заведение, где устраивали оргии и выставляли за них оценки. Неформально в СССР было возможно все – но формально, с расписанием занятий, с методичками, с практикумами и семинарами… Это слишком невероятно, чтобы в такое легко поверить, даже если Лидия существует и травит байки о своей прежней работе. Хотя более вероятно, что эту женщину придумала сочинительница книги.
Может быть, Свеченовская, даже ошибаясь в деталях, заслуживает доверия как выдающийся знаток и эксперт по спецслужбам? Взглянем на ее библиографию: «Леонардо да Винчи. Магистр тайных знаний», «Достоевский. Русский маркиз де Сад», «Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока», «Вещий Авель и Нострадамус. Цена пророчеств», «Ванга. Роковые предсказания сбываются». Также питерская сочинительница с прошлым в «желтой прессе» известна как сценаристка поздних сезонов криминальной эпопеи «Улицы разбитых фонарей». Все это очень показательно для любого, кто хоть немного ориентируется в мире лженауки и домыслов. Когда человек с таким резюме делает необоснованные шокирующие заявления, поверить ему на слово может лишь доверчивый ребенок. Или агент ЦРУ, которому глаза застит русофобия.
Заметьте, мы не утверждаем однозначно, что у КГБ не было секс-школы. С сексом в СССР были проблемы, он играл роль в работе разведки и контрразведки, и трудно представить, чтобы этот вопрос вовсе не затрагивался в подготовке сотрудников Комитета. Но когда об этом пишет Свеченовская, верить ей нельзя. Тем более нельзя верить Мэттьюсу, который опирается на «Секс и советский шпионаж» и добавляет собственные влажные грезы к и без того недостоверным россказням.