Пора узаконивать порнографию и развивать ее, развивать. До высоких кондиций фон Триера, например. Пока это не случилось, кое-кто очень ловко, хотя совсем незаконно, делает себе имя, деньги и профессию на голых претензиях на высокие кондиции крайне мало развитой порнографии. Это ж какой мастерицей саморекламы надо быть Катрин Брейа, чтобы за две недели до московской премьеры "Интимных сцен" все газеты пестрели рецензиями и интервью с режиссершей - просто потому что она догадалась за счет прокатной компании прилететь в Москву на денек и пообщаться с прессой.
Но почему прокатчики радостно заплатили за эту эскападу? Почему газеты повелись на несколько банальных реплик? Потому что реплики все - про секс, с пафосом "освобожденного" секса, кондиционные для печати - не желтой, а профессиональной. Профессиональная пресса так сексуально оголодала, что и Брейа для нее на бесптичье - соловей.
А ведь "Интимные сцены" на диво саморазоблачительны. Если бессмыслица "Романса", познакомившего нашу публику с неистовой Катрин, еще могла сойти за случайную неудачу, то второй раз подряд кто тебе поверит? Ну, вот представьте, что очередное "кино про кино" начинается тем, что где-то у моря глубокой осенью снимают жаркое лето. Вся ситуация с посиневшей массовкой и ледяным дождем над счастливыми отдыхающими, регулярно норовящими залезть под полотенце, вместо того чтобы на нем лежать, банальна донельзя, до эстрадных выступлений. Аналогичный номер был популярен лет двадцать пять назад у живого еще, советского комика Андрея Миронова. Но Брейа может позволить себе все, потому что осенена сексуальной идеей. Гораздо важнее осени в этом "снимающемся кино" то, что двое артистов, по сценарию влюбленных, органически неспособны сексуально поцеловаться. Это и есть завязка отношений "режиссерши" (Анн Парийо), "артиста" (Грегуар Колен), "артистки" (Роксана Мескида), "помрежа" (Эшли Уиннингер) и еще пары-тройки членов "съемочной группы", о которой "Интимные сцены" и будут повествовать.
"Отношения" выражаются в стильно снятых в холодных приглушенных тонах бесконечных разговорах. Как заставить "артиста" играть. Как заставить "артистку" раздеться. Как "режиссерша" вообще относится к лицедейству. Очень многозначительно. Все страшно нервничают без видимого повода. чтобы в финале "оно" наконец свершилось. Святые, светлые слезы пролили члены "съемочной группы", когда "актер" в кадре наконец сымитировал дефлорацию "актрисы" искусственным членом, выданным за настоящий. Вариант: сымитировал соитие в извращенной форме, поскольку из "Интимных сцен" так и не явствует, как все-таки в сегодняшнем французском кино предпочтительней терять невинность. Представьте себе, что после просмотра критики вынуждены друг с другом обсуждать именно эти подробности конца, так как они - сюжетообразующие. С другой стороны, нам-то что, нам не привыкать к любому идиотизму, но вот к Брейа возникает несколько неслучайных вопросов.
Для вопросов даже неважно, до какой степени "режиссерша" в исполнении Парийо является "альтер эго" самой Брейа. Если действительно "альтер эго", то это только хуже. Потому что снимаемый ею фильм в фильме - три конкретных эпизода. "На пляже" уже упомянуто, затем сцена "у постели" (минут сорок выясняется, как именно актриса упадет на постель, в которой актер уже разлегся), затем "потеря невинности" (чтобы было "все видно", но чтобы потом "ничего не вырезали"). Содержательно, согласитесь? Но даже если, допустим, для кого-то (для "режиссерши") это безумно содержательно, зачем тогда она берет на главные роли "артистов", которые терпеть друг друга не могут? Зачем всю дорогу провоцирует "артиста", чтобы он влюбился не в "артистку", которую ему предстоит дефлорировать, а в нее лично? Ведь специально вызывает ревность (с "помрежем"), заманивает, отталкивает - "относится" вовсю. Или это сатира Брейа на саму себя? Но почему тогда кончается все "светлыми слезами", и точка? Кроме того, "артисты" - они что там, во Франции, с дуба рухнули? Сценария не читали, понятия не имели, что придется играть? Что придется именно раздеться и трахнуться в кадре, поскольку это - все без исключения содержание снимаемого "фильма"? И вообще, что за детский сад - поцеловаться они не могут? Их с улицы, что ли, на съемки привели? А сцена с фаллоимитатором? Ведь не далее как в "Романсе" Брейа демонстрировала соитие в кадре, и все у "партнера" было нормально - достаточно было взять на его роль порнозвезду Рокко Сиффреди. Зачем же здесь "режиссерша" Парийо берет того, у кого одна-единственная проблема - а вдруг не встанет (самой смешно писать, но иначе не получается)? Не для того ли единственного разрешения ее, когда Грегуар Колен минут десять красуется на экране на виду у всей "съемочной группы", а заодно у публики с торчащим из-под майки пластмассовым предметом первой необходимости?
Да, это одна из немногих сцен, вызывающих улыбку - как у мужика легко и сразу поднимается настроение - но и на пресс-конференции Брейа не скрывала, что все это придумала, чтобы отомстить цензуре за категорию "Х", присвоенную "Романсу", где предмет был непластмассовый. Получается, все "Интимные сцены" - это оголтелая месть без толка, без разбора, потому что иных ответов на поставленные вопросы, видимо, вовсе не предполагалось. Но тогда ты мсти-мсти, только с целевым назначением. Показывай свое кино нескольким конкретным цензорам, а больше никому. Бред оно полный, а все разговоры про "освобожденную сексуальность" в "Интимных сценах" с приплетением имен Нагисы Осимы или Бергмана - просто бесстыдство.
У Осимы и Пазолини, у Бергмана и Фассбиндера секс есть и может быть "свободным-несвободным", "запретным-разрешенным", просто хорошим и плохим лишь по одной причине. Он есть в жизни, в которой еще много чего есть, он - ее часть, естественная и определенная, и даже когда в нем проблема - это проблема живых людей. А у Брейа все люди без исключения сводятся к возвратно-поступательным движениям (она, кстати, этого не отрицает), и эти движения, становясь над людьми, больше вообще не могут быть оценены. Они - нечто запредельное, как бы, извините, заместо бога, а с ним чего разбираться? Он заведомо недосягаем, ему надо молиться да жертвы приносить.
То есть фактически секса между людьми у Брейа нет и не было, а от людей ждут жертв на алтарь конкретной стареющей нимфоманки, решившей разбогатеть и прославиться. При одной мысли о сходстве с ней в любом неопределенном будущем любому здоровому человеку захочется принять постриг. Но пасаран.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.