На манеже – все те же! Персонажи сменили имена и прически, а гримеры и реквизиторы залили декорации непомерным количеством крови, но в целом сезон существенно уступает даже откровенно слабой третьей части
На манеже – все те же! Персонажи сменили имена и прически, а гримеры и реквизиторы залили декорации непомерным количеством крови, но в целом сезон существенно уступает даже откровенно слабой третьей части.
Середина 1950-х. В захолустный южный американский городок заезжает передвижной цирк уродцев, именуемый в народе «Фрик-шоу». Шумная компания артистов, каждый из которых страдает каким-то физическим недостатком, располагается в пригороде, разбивает шатер и приглашает зрителей оценить их необычный вид и непривычные умения. Чопорные горожане не особенно рады соседству с уродами, но еще хуже то, что с появлением цирка в городке и окрестностях начинают происходить страшные вещи. И виноваты в них совсем не заезжие гастролеры…
Ни один другой сезон «Американской истории ужасов», пожалуй, не соответствовал настолько точно концепции, заложенной авторами в сериал, – набор всего самого пугающего, объединенного весьма пунктирной общей тематикой. При этом четвертый выпуск этого альманаха ужасов оказался и самым слабым в сравнении с другими. В чем же дело? Давайте попробуем разобраться.
Для начала обязательно отметим, что тему и место действия для нового сезона шоу авторы «Американской истории ужасов» выбрали отменные – цирк в любом его обличии радует лишь самых маленьких зрителей, взрослого человека, даже при отсутствии в программе выступлений бородатых женщин или татуированных инвалидов, эта смесь концентрационного лагеря и экспериментальной лаборатории не может не пугать. Неплохо подобрано и время – послевоенный мир еще не успел зализать раны, а потому готов принять искалеченных, обезображенных войной и миром героев. Авторы сериала уже неоднократно доказывали, что обращаться к прошлому они любят и умеют, поэтому претензий к антуражу, артефактам и историческим аллюзиям нет никаких.
Увы, этого нельзя сказать о главном блюде – собственно ужасах. Понятна задумка сценаристов сыграть на контрасте, вместо ужасного цирка показать ужасных зрителей, но в случае с «Историей» впору укорить их за желание пойти сложным путем, тогда как простой сулил гораздо больше приключений. Сериал в первые пару эпизодов включает все свои преимущества на полную мощность, но к середине выдыхается и к финишу приходит обессилившим и не оправдавшим надежд – никогда еще так не хотелось пожелать всем смерти и закончить просмотр. Из пугающего своей непредсказуемостью и неожиданными ходами шоу превратилось в банальный слэшер, в котором от зрителя требуется только загибать пальцы, подсчитывая число жертв.
В этом заключается самое главное отличие нового сезона от предыдущих – от мистики и внутренних страхов «Американская история ужасов» перешла к банальному «мясу», «мочилову» и животным инстинктам. Предыдущие истории не отличались целомудрием и сочувствием к героям, но не позволяли себе кровь ради крови, не выдавали увечья за достоинства и не делали героев столь отвратительно плоскими и однозначными. В этот раз авторы даже не стали напрягаться с тем, чтобы сделать помыслы персонажей хоть сколько-то двумерными, – нет, теперь это просто «кроши-убивай» и «люби-защищай», а все движения оправдать поступки и первых, и вторых приводят только к дырам в сюжете и логическим нестыковкам.
Скорее всего, к такой деградации привела «усталость актерского материала». В кого бы ни переодевали Джессику Лэнг и Эвана Питерса, они все равно остаются стервой, скрывающей страшное прошлое, и недалеким мальчишкой, которым девицы крутят как хотят. То же самое можно сказать и про Кэти Бейтс, Сару Полсон, Эмму Робертс и Анджелу Бассетт – тот печальный случай, когда не актеры становятся жертвами своих образов, а персонажи превратились в заложников артистов, их исполняющих. Временами создается впечатление, что во время съемок сериала просто сгорел вагончик с реквизитом и актеры доигрывают спектакль в костюмах, приготовленных для другого представления. Наблюдать за этим раз или два забавно, но в четвертом сезоне начинает изрядно раздражать. Не спасают и свежие вливания – Майкл Чиклис и Нил Патрик Харрис не особенно вписываются в коллектив и выглядят искусственными вкраплениями в монолит, выстроенный многими годами.
Нельзя сказать, что четвертый сезон «Американской истории ужасов» полностью негоден, несколько эпизодов в нем действительно удались, пара третьестепенных героев выделяются даже на фоне основных персонажей, временами сюжет делает действительно интересные повороты. Но в целом сериал забуксовал, застрял сначала в ведьминых болотах Луизианы, а теперь и посреди Флориды. Амбиции сыграли с авторами дурную шутку – оказалось, что у разных монстров разные методы пугания, а альманах все страхи пытается причесать одной гребенкой. На будущее составителям сюжета придется либо вернуться к проверенным и хорошо сработавшим темам, либо накормить зрителя очередным «спамом».