О нереализованных фильмах иной раз ходит большая молва, чем о законченных проектах. Мы вспомнили 10 неснятых фильмов, чьи истории и неудачи также стали незабываемым моментом для мирового кинематографа.
Фильм-мечта, обещавший стать главным научно-фантастическим проектом 70-х. Мистик и сюрреалист Алехандро Ходоровски готовил «Дюну» от мира искусства, пригласив в проект Сальвадора Дали, Мика Джаггера, Pink Floyd, художника Мёбиуса и Орсона Уэллса – на этом список вовлечённых звёзд, конечно, не заканчивался. К сожалению, безумные и мегаломанские идеи Ходоровски не нашли поддержки в Голливуде – студии не готовы были рисковать, доверяя проект одиозному гению полуночного кино («Крот», «Святая гора»).
Биография Наполеона Бонапарта целиком и полностью поглотила Стэнли Кубрика. Режиссёр десятилетиями собирал материалы, связанные с жизнью императора, чтобы создать самый большой и впечатляющий фильм о «маленьком капрале». Эпопея так и осталась лежать в архивах – провал «Ватерлоо» Рода Стайгера в 1970 году положил конец студийным планам на исторические полотна. Свою эпопею, правда, Кубрик снимет – «Барри Линдон» частично реализует амбиции режиссёра, связанные с постановкой «Наполеона».
Адаптация романов Г.Ф Лавкрафта для кинематографа подчас невыполнимая задача. В этом убедился мексиканец Гильермо дель Торо, который с 2006 года пытался перенести ужасающий рассказ об экспедиции на Южный полюс, где учёные встретили расу пришельцев. «Хребты безумия» – идеальный проект для дель Торо, ознаменованный его скрупулезным воссозданием мира Лавкрафта. Но студия Universal отказала режиссёру в воплощении мечты – 150-миллионный бюджет и взрослый рейтинг R заставили сомневаться боссов в том, окажется ли такое мероприятие успешным и прибыльным.
Орсон Уэллс, поклонник Шекспира и легендарный постановщик «Гражданина Кейна», всегда заявлял о своём литературоцентризме. Интересно, что в 1939 году вместо «Гражданина Кейна» Уэллс собирался поставить «Сердце тьмы» по новелле Джозефа Конрада – историю о путешествии в Центральную Африку. Снимать картину он планировал, обратившись к форме рассказа от первого лица, что само по себе было оригинально для Голливуда классической эры. Однако Уэллсу не удалось получить финансирование – расставшись с затеей, он взялся за «Гражданина Кейна», чем оказал великую честь мировому кинематографу.
Фрэнсис Форд Коппола, создавший «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня», грезил о ещё более масштабном проекте – истории об архитекторе из Нью-Йорка, который планирует превратить захудалый город в утопию. Коппола имел при себе сценарий, множество концепт-артов и даже успел закинуть удочку на кастинг, но проект неожиданно застопорился – после 11 сентября подобную картину оказалось реализовать довольно сложно чисто по моральным соображениям. С тех пор «Мегаполис» не смог найти финансирование, да и сам Коппола со временем охладел к проекту.
Скандалист и радикал Пол Верховен планировал ставить подрывную картину о временах первого крестового похода. Освобождение Иерусалима от мусульман – грандиозная кампания, затеянная римско-католической Церковью, должна была получить авторское видение от Верховена. Тем более что режиссёр уже имел опыт работы со средневековой фактурой («Кровь и плоть»). Бюджет в 150 миллионов долларов и Арнольд Шварценеггер в главной роли – неудивительно, что студия Carolco отложила проект и доверила Верховену другой, более дешевый – «Шоугелз». Но «Крестовый поход» на тот момент уже не мог состояться, так как студия Carolco потерпела крах и обанкротилась, а вместе с ней и мечты Верховена о средневековом фильме.
После «Однажды в Америке» именитый режиссёр спагетти-вестернов Сержио Леоне планировал зайти ещё дальше – поставить эпическую картину об ужасах ленинградской блокады. Вдохновлялся Леоне книгой историка Гаррисона Солсбери, а для постановки заручился бюджетом в 100 миллионов долларов, Робертом Де Ниро в роли американского фотографа и своим другом-соавтором Эннио Морриконе. Одно лишь представление о том, как образ Ленинграда сочетается с эпической музыкой Морриконе, сводит с ума, не правда ли? Но великого фильма не состоялось, так как Леоне в 1989 году умер от сердечного приступа.
Великий советский авангардист воплощает великий американский роман – в этом парадоксальном сочетании таился один из самых интересных проектов Голливуда 30-х. Продюсер Дэвид О. Селзник читал сценарий Сергея Эйзенштейна к «Американской трагедии» Драйзера и называл его «незабываемым опытом», а глава Paramount Pictures готов был предоставить Эйзенштейну 100 тысяч долларов на реализацию. Но экранизации романа не состоялось – спустя шесть месяцев они разошлись, а режиссёр уехал обратно в Советский Союз.
Самый известный несостоявшийся кинокомикс. В 1996 году Тим Бёртон, наученный опытом «Бэтменов», приступил к разработке фильма о Супермене, а Кевин Смит был приглашен в качестве сценариста. Многие не понаслышке знают тестовые фотографии с Николасом Кейджем, который щеголяет в супергеройском трико. Но проект мечты, увы, развалился буквально за три недели до начала съёмок – конец 90-х был не лучшим временем для воплощения супергеройских историй. Особенно после провала «Бэтмена и Робина» Джоэла Шумахера, чьё фиаско затормозило выход новых фильмов о парнях в трико и плаще.
В 1973 году Андрей Тарковский всерьёз намеревался экранизировать «Идиота» Федора Достоевского, подав заявку в «Мосфильм» и даже приглядев несколько актёров для центральных ролей – например, в образе Настасьи Филипповны он хотел бы видеть Маргариту Терехову. Философия и образность Тарковского не обошлись без влияния Достоевского, поэтому «Идиот» мог быть своеобразным magnum opus в его кинокарьере. Однако в дневниках режиссёр отметил, что адаптировать роман почти невозможно, поэтому вскоре идея с «Идиотом» была оставлена, а Тарковский занялся «Сталкером».