Источником вдохновения может стать все что угодно — влюбленность, захватывающая книга или даже чья-то непростая судьба. Однако для современных режиссеров главным стимулом развития по-прежнему остается кино, созданное кинематографистами прошлого.
Собрали для вас семь классических картин, которые в свое время открыли волшебный мир кино для Мартина Скорсезе, Франсуа Трюффо, Квентина Тарантино, Джорджа Лукаса и многих других.
Культовый спагетти-вестерн Серджио Леоне получил свой статус во многом благодаря необычной манере визуального повествования. Режиссер не скупился на чрезвычайно крупные планы и широкие углы, усложняя таким образом весьма простую сюжетную линию, характерную для большинства представителей нишевого жанра.
Американский режиссер Квентин Тарантино неоднократно признавался, что является большим поклонником картины Леоне. Более того, по его мнению, «Хороший, плохой, злой» является «величайшим достижением в истории кинематографа». Кто мы такие, чтобы спорить с этим утверждением?
Забавно, что творчество Серджио Леоне также когда-то вдохновило «короля ужасов» Стивена Кинга написать литературный цикл «Темная башня».
«На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, пионера французской «новой волны», был прорывным фильмом для своего времени. История Мишеля Пуакара (Жан-Поль Бельмондо) удивляла смелым визуальным стилем, в том числе использованием ручной съемки и рваного монтажа. Годар стал настоящей музой для целого поколения начинающих кинематографистов, в том числе и для своего друга и соратника Франсуа Трюффо, который выступил соавтором сценария «На последнем дыхании». Яркий дебют Годара подтолкнул Трюффо к тому, чтобы снимать кино самостоятельно.
Примечательно, что Жан-Люк Годар присутствовал на каннской премьере «Четыреста ударов», первой режиссерской работы Трюффо, и был в числе тех, кто остался в полнейшем восторге от фильма.
Выдающийся опус Акиры Куросавы, выпущенный порядка 70 лет назад, является одним из самых влиятельных фильмов не только в японском кинематографе, но и в мировом. Картина существенно повлияла на развитие индустрии, а также породила несметное количество ремейков и продолжений, которые, увы, так и не смогли сравниться с оригиналом.
Многие современные режиссеры, в первую очередь те, кто работает над крупнобюджетными блокбастерами, являются большими поклонниками самурайской саги Куросавы. Среди них: Джордж Миллер, сестры Вачовски, Джон Лэндис, а также Джордж Лукас. Кроме того, некоторые технические приемы «Семи самураев» были впоследствии использованы в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, который тоже получил статус бессмертной классики.
«Восемь с половиной» Федерико Феллини является ярчайшим примером комического сюрреализма, играющего на столкновении безграничной фантазии и суровой реальности. Оскароносная картина маститого итальянского постановщика повлияла на становление множества режиссеров, более того — она развеяла предубеждения, связанные с созданием условной реальности на экране, существенно расширив возможности современного кино.
Франсуа Трюффо, Вуди Аллен, Боб Фосс и Артур Пенн многократно признавались в любви к работе Феллини. Кроме того, советский режиссер Андрей Тарковский был настоящим фанатом итальянца и черпал вдохновение из всех его работ.
После премьеры в 1957 году «Седьмая печать» получила достаточно неоднозначные отзывы критиков, и тем не менее впоследствии фильм о поиске Бога с великой партией в шахматы укрепил авторитет Ингмара Бергмана в индустрии, сделав его имя нарицательным.
Выдающаяся синематография картины оказала влияние на таких голливудских мастеров, как Фрэнсис Форд Коппола, Энг Ли, Дэвид Финчер и Вуди Аллен. Все эти режиссеры признали, что творчество Бергмана в той или иной степени сформировало их собственное видение.
Главной режиссерской работой Сатьяджита Рэя считается «Трилогия Апу», первая часть которой получила название «Песнь дороги». Картина, повествующая о быте индусов в начале XX века, борьбе со всепоглощающей бедностью и бесконечной любви к поэзии, позволила индийскому кино прорваться на мировую арену.
В одном из интервью Акира Куросава назвал «Песнь дороги» фильмом, способным «разжечь страсти». Мастер гангстерских боевиков и тонких человеческих драм Мартин Скорсезе, а также главный фантазер Голливуда Уэс Андерсон — два наиболее известных постановщика, вдохновленных работой Рэя.
В конце сороковых годов Джон Хьюстон получил сразу два «Оскара» — в номинациях «лучший режиссер» и «лучший сценарий» — за ленту «Сокровища Сьерра-Мадре». Тогда победа Хьюстона многим показалась недостаточной, поскольку главной звезде фильма Хамфри Богарту не дали заслуженной награды. И тем не менее «Сокровища Сьерра-Мадре» оставили след в современном кино.
Целый ряд кинематографистов — Стэнли Кубрик, Спайк Ли, Пол Томас Андерсон и даже Сэм Рэйми — признавали безоговорочное влияние детища Хьюстона на индустрию не только XX, но и XXI века. В одном из интервью создатель «Во все тяжкие» Винс Гиллиган заявил, что Фред С. Доббс из «Сокровищ Сьерра-Мадре» стал прототипом персонажа Уолтера Уайта.