Один из лучших криминальных фильмов последних лет, сочетающий юмор «Одиннадцати друзей Оушена», драйв «Иллюзии обмана» и даже обаяние героев «Как украсть миллион». Факир был в форме, и фокус удался!
Опытный аферист и умелый манипулятор Никки становится жертвой не самой удачной разводки, за которой стоит красавица Джесс. В ответ на насмешки бывалого вора девушка ставит своей целью влиться в команду Никки. Очень скоро ей это удается, больше того, Джесс проявляет недюжинный талант и умения, но опасающийся того, что личная привязанность, а тем более глубокие чувства могут помешать делу, Никки решает расстаться с новой пассией. Спустя три года бывшие любовники снова встречаются во время работы над одной серьезной мошеннической схемой, однако теперь они находятся по разные стороны баррикад…
Зрители любят кино о преступниках. Еще больше потенциальным жертвам ограблений и мошенничества нравятся истории о талантливых, дерзких аферистах. Ну а если в числе главных героев найдется место настоящей народной звезде, то народ тогда способен и вовсе забыть про мораль и закон и полностью встать на сторону криминальных элементов. Герои «Фокуса» даже не пытаются выглядеть законопослушными, они не подкрепляют свои противоправные действия хоть какими-то оправдательными объяснениями или сложным моральным выбором, нет, эти люди просто воры. Но мы готовы им сопереживать и даже внутренне их оправдываем. В чем же «Фокус»?
Как и в любой манипуляции вниманием, будь она веселым розыгрышем или преступным умыслом, главное в фокусе – это исполнитель. Если мошенник или иллюзионист смог завладеть вашим вниманием, пиши пропало – достанет голубя из рукава так, что вы ахнете, или наоборот, стащит кошелек с таким изяществом, что вам останется только аплодировать. «Фокус» берет сразу двумя исполнителями, причем так уж вышло, что оба они в силу разных обстоятельств не могут играть первую скрипку: Уилл Смит, который, хоть и остается звездой класса «А», добротного ничего не показывал уже лет семь, а Марго Робби – звезда восходящая, еще только завоевывающая репутацию, пусть и делающая это мощными, смелыми, широкими шагами. И работает эта пара только вместе, сюжету они необходимы оба, да и зрителю заметно интереснее те эпизоды, где видна искра между Смитом и Робби.
Высекать эту искру поставлен тандем постановщиков Джон Рекуа и Гленн Фикарра, в копилке предыдущих работ которых выделяются сценарий к «Плохому Санте» и режиссура «Я люблю тебя, Филипп Моррис». И по большому счету Рекуа и Фикарре многое удается – «Фокус» стартует столь резво, что первые несколько минут зрителям ничего иного не остается, кроме как с открытым ртом впитывать весь юмор, драйв и адреналин происходящего. И очень хотелось бы хвалить сценарий до самого финала (а скриптом занимались те же Фикарра и Рекуа), если бы не разрыв сюжета в середине картины. «Фокус» словно переломлен пополам об колено, он состоит из двух историй, действие которых протекает с разницей в несколько лет, и каждая из частей имеет разный темп, настрой, антураж, место действия и даже героев. Это несколько сбивает с толку, а главное, совсем непонятно, для чего это сделано, сюжетно такой разрыв оправдан весьма натянуто, а какой-то дополнительной динамики игре актеров не придает, все-таки Смит и Робби не те люди, которым особенно блистательно удается играть фейерверк раздутых из погасших углей чувств, тем более что зритель ждет совсем не этого.
Зритель ждет фантастических по дерзости ограблений, и в этом отношении «Фокус» смело шагает тропой, протоптанной трилогией о друзьях Дэнни Оушена и недавней «Иллюзией обмана». Динамичный монтаж, бодрый саундтрек, модные, элегантные преступники, при виде которых «лох» сам обманываться рад, – все это удается в фильме на славу, особенно в первой части. Вторую существенно утяжеляет не самая правдоподобная сюжетная линия с мнимым инженером, но зато украшает Родриго Санторо в роли амбициозного миллионера с коварными планами. Сменяющие друг друга гоночная трасса и огромный стадион, дворец приемов и «воровская берлога», отели и рестораны придают ленте флер приятного путешествия по «злачным» местам, зритель словно становится частью команды очаровательных злоумышленников. Согласитесь, это ощущение обычно дорогого стоит.
В целом «Фокус», за исключением не слишком продуманного сюжетного провала в самой середине, ругать не за что – отличные актеры, яркий, балансирующий на самом краю юмор, фантастические декорации, оригинальные трюки и бодрый монтаж скучать практически не дают. Уилл Смит словно вернулся во времена «Плохих парней» и отстреливается остротами на грани, Марго Робби играет чистый секс, всем своим видом подтверждая правильность выбора ее на роль Харли Куин, – оторваться от просмотра практически невозможно. Главное, не теряйте бдительности и не оставляйте вещи без присмотра в темноте кинотеатра, мошенники и воры, как оказывается, могут поджидать вас в самом неожиданном месте.