«Оппенгеймер», «Барби» и «Убийцы цветочной луны» давно у всех на слуху, но каждый год множество отличных фильмов остаётся без должного зрительского внимания. Исправляем ужасную несправедливость. Вспоминаем скрытые сокровища 2023 года: завораживающий и пугающий канадский триллер об одержимости маньяком, американскую драмеди о жизни афганской беженки в маленьком городке в Калифорнии и милейшую отечественную картину о поездке школьного театрального кружка на фестиваль в Сочи.
Квебекский режиссёр Паскаль Планте снял один из самых страшных и напряжённых фильмов года. Огромное внимание монреальской общественности приковано к суду над маньяком Людовиком Шевалье (Максвелл МакКейб-Локос), жестоко убившим трёх девочек-подростков. Не пропускает ни единого заседания модель Келли-Энн (Жюльетта Гарьепи). Говорят, в даркнете можно найти жуткие записи убийств, совершённых Шевалье. Келли-Энн намерена добыть снафф-видео. «Красные комнаты» — максимально дискомфортное кино, которое показывает, до какой степени может дойти одержимость преступником и запрещёнными материалами. Келли-Энн, как и многие интересующиеся тру-краймом, недовольна скучной жизнью, не хватает остроты. С каждой минутой главная героиня пугает всё больше. На одно из заседаний модель приходит в костюме одной из убитых девочек. Но что это, помешательство, провокация или что-то ещё? Кажется, сегодня при доступном потоке информации легко можно сойти с ума.
«Улица ржи» — дебют Рейн Аллен-Миллер — позволяет отправиться на прогулку по Южному Лондону в компании двух харизматичных героев. Дом (Дэвид Джонссон Фрэй) и Яс (Вивиан Опара) случайно познакомились на выставке в галерее. Оба только что болезненно расстались с партнёрами. Дом плакал в кабинке туалета, Яс вызвалась морально поддержать расстроенного парня. Парочка пробует острое буррито в мексиканской забегаловке, много разговаривает и решительно разбирается с бывшими. «Улица ржи» снята на широкоугольный объектив, что добавляет дополнительной динамики яркому фильму. Аллен-Миллер с любовью показывает непарадный Лондон, который больше похож на ни на секунду не останавливающийся азиатский мегаполис из картин Вонга Кар-вая. В «Улице ржи», как и в трилогии Ричарда Линклейтера с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи, почти ничего не происходит, но зрителям предоставляется уникальный шанс лицезреть зарождение чувств. Яс и Дом понимают друг друга с полуслова, слушают схожую музыку и кажутся идеальной парой. Вопрос только в том, хватит ли кому-то из новых знакомых смелости сделать первый шаг.
Австралийская постановщица Китти Грин начинала с документальных картин. Игровой дебют постановщицы «Ассистентка» рассказывал о липком ужасе работы в офисе кинопродюсера-абьюзера, списанного с Харви Вайнштейна. В «Отеле "Ройал"» две туристки без денег, Ханна (Джулия Гарнер) и Лив (Джессика Хенвик), устраиваются на работу в провинциальный бар в австралийской глуши, где посетители-мужчины раздевают глазами, норовят куда-то увезти и дают обидные прозвища. Внимательная к деталям и словам Грин наглядно показывает физическое и психологическое насилие, которое является страшной нормой в увеселительном заведении. Быт паба напоминает классические американские вестерны, в которых все вопросы решаются в драке или перестрелке, третьего не дано. Грин становится одной из самых интересных современных режиссёрок, которая с хирургической точностью Михаэя Ханеке исследует природу обыкновенного зла.
Режиссёр Бабак Джалали родился в Иране, но уже давно живёт и работает в Лондоне. Сценарий «Фремонта» постановщик написал в соавторстве с молодой итальянкой Каролиной Кавалли, чья «Аманда» недавно выходила в отечественный прокат. Джалали прекрасно знает, как выглядит жизнь иммигранта, но снимает не социальную драму на разрыв аорты, а наполненную абсурдным юмором историю. Афганка Донья (Анаита Вали Зада), прежде переводчица на американской военной базе, переехала в маленький городок Фремонт в Калифорнии и работает на китайской фабрике по выпечке печений с предсказаниями. Однажды иммигрантка, тоскующая без любви, пишет на бумажках, которые идут в выпечку, свой номер телефона. И случается чудо, следует звонок. Ироничная чёрно-белая картина Джалали напоминает ранние фильмы Джима Джармуша из 1980-х о неприкаянных молодых людях в поиске счастья и смысла жизни. Отдельным бонусом становится неожиданное появление звезды «Бесстыжих» и «Медведя» Джереми Аллена Уайта.
Дебютантка Люси Керр сняла полное лакун и недомолвок кино, которое надолго остаётся в памяти. Тихим летним деньком в большом доме в Техасе собирается большое семейство. Кэти (Дераг Кэмпбелл) вместе с бойфрендом Олеком (Крис Галуст) спешит поскорее уехать, нужно только сделать традиционное ежегодное фото. Кэти никак не может найти маму. Почему-то, кроме дочери, пропавшую больше никто не ищет. «Семейный портрет» впечатляет резкой сменой настроения. Из беззаботно-весёлого фильм моментально превращается в мистически-пугающее кино. Керр рисует портрет семьи, в которой не любят обсуждать проблемы, зато отчаянно хватаются за ритуалы. Например, за фото, на котором все должны улыбаться и выглядеть счастливыми. Никакого отношения к реальности подобный постановочный снимок, естественно, не имеет. Режиссёрка очень тонко улавливает ощущение резкого одиночества, с которым можно столкнуться на семейном сборище. Рядом толпа родственников, но близких и понимающих людей нет.
Картина дебютантки Анны Кузнецовой, ученицы Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского и Дениса Клеблеева, не получила прокатного удостоверения. Пока трудно сказать, когда «Каникулы» выйдут на больших экранах. На самом деле это один из самых злободневных и точно улавливающих дух времени отечественных фильмов года. Раскованная молодая руководительница театрального кружка (Дарья Савельева) вместе со строгим завучем (Полина Кутепова) сопровождает школьников на фестиваль в осеннем Сочи. В аэропорту у одной девочки возникают проблемы с документами, в гостинице на юге недостаточно свободных комнат, организаторам не нравится название спектакля. «Каникулы» подкупают блестящими диалогами, внутренней свободой и узнаваемыми абсурдными коллизиями. Нельзя сказать, что педагогини в поездке становятся лучшими подругами, но точно проникаются симпатией, на время открываются и объединяют усилия в борьбе с казённым официозом. И дети, и взрослые забывают о скучных буднях и, несмотря на постоянные неприятности, всё равно проводят несколько чудесных дней, которые запомнятся на всю жизнь. И это уже победа.
Одним из открытий «Сандэнса» этого года стал обаятельный зрительский хит «Театральный лагерь». Основательница и духовный лидер маленького летнего театрального лагеря Джоан Рубински (Эми Седарис) пережила инсульт и впала в кому. Новому руководителю, сыну Трою (Джимми Татро), нужно за несколько недель спасти место от финансового краха. Тем временем педагоги-любители Эймос (Бен Платт) и Ребекка-Дайан (Молли Гордон) ставят с амбициозными детьми мюзикл о жизни Джоан. «Театральный лагерь» — мокьюментари-комедия: группа документалистов приехала снимать фильм про основательницу лагеря, но жизнь внесла коррективы. Киношники бегают за преподавателями и детьми и становятся свидетелями уморительных эпизодов репетиций и личной жизни. Хотя постановкой занимаются любители, будущий мюзикл воспринимается максимально серьёзно. Летнее веселье превращается в битву эго-маньяков, а 10-летние актёры готовы играть хоть секс-работниц, хоть разведённых женщин среднего возраста, хоть мужчин в экзистенциальном кризисе.
В авторском кино редко встречаются по-настоящему смешные комедии. «Гипноз» шведского дебютанта Эрнста Де Геера — приятное исключение. Это кино со множеством неловких ситуаций. Стартаперы Вера (Аста Аугуст) и Андре (Херберт Нордрам) запускают приложение для мобильных телефонов, которое бы следило за здоровьем женщин в неблагополучных странах. В режиме реального времени на экран выводится множество жизненно важных показателей. Впереди у пары выступление перед инвесторами на главном питчинге Скандинавии. Но после похода к гипнотизёру почувствовавшая, что в жизни нужно что-то менять, Вера говорит только правду. В корпоративной реальности это смерти подобно. Де Геер посмеивается над чересчур серьёзным миром научных разработок и больших денег. Стартаперы должны следовать негласному своду правил поведения и вынуждены каждый день врать, чтобы выглядеть прилично. Как только Вера отказывается от всех социальных условностей, разработчицу перестают воспринимать всерьёз и превращают в маргинала. Выходит, что современный человек вынужден носить множество масок для разных обстоятельств. «Гипноз» предлагает не сковывать себя никакими рамками и быть свободнее.