Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Подборки фильмов

Скрытые сокровища азиатского кинематографа, которые вы пропустили в 2024 году

Охватить весь кинематограф за календарный год практически невозможно. Даже если вы следите за фестивалями «большой тройки», прокатом родной страны и громкими стриминговыми новинками, все равно почти наверняка останется огромное количество лакун в областях, куда ни критики, ни массовый зритель не заглядывают. Это может быть или сугубо жанровое кино, или фильмы из других культур, или даже отличные картины с плохими продюсерами, не рассказавшими миру о результатах работы режиссеров и сценаристов. Подводя итоги 2024 года, рассказываем о семи отличных фильмах из Восточной и Юго-Восточной Азии, которые, скорее всего, не были удостоены вашего внимания.

Добавить в закладки
Скрытые сокровища азиатского кинематографа, которые вы пропустили в 2024 году

Гонконг 

Шон Вон в роли Эли Ченга на кадре из фильма «Время переворачивает страницы»

Шон Вон в роли Эли Ченга на кадре из фильма «Время переворачивает страницы»

Вероятно, лучшие дни гонконгского кино уже позади, но киноиндустрия процветающего мегаполиса все еще живее всех живых. То и дело появляются новые игроки, один из них — Ник Чук. С дебютом «Время переворачивает страницы» Чук уже стал лучшим молодым режиссером не только Гонконга, но и Тайваня. Его история родительского психологического насилия над ребенком не только раздирает душу, но и демонстрирует, какими последствиями такое издевательство может грозить всем остальным членам семьи спустя много лет. «Азиатские родители» сначала превратились в стереотип, а затем стали мемом о том, «почему пять, а не пять с плюсом, плохо учишься, наверное», но страшно представить, что происходит со школьниками, которые существуют под таким давлением все детство. «Время переворачивает страницы» — картина, конечно, отчасти манипулятивная и слезовыжимательная, но тем не менее безумно талантливая — ни один другой фильм 2024 года таких пронзительных эмоций не вызывает.

Китай

Чжан Жоюнь в роли Вонга на кадре из фильма «Эвакуация из ХХI века»

Чжан Жоюнь в роли Вонга на кадре из фильма «Эвакуация из ХХI века»

Главный сай-фай 2024 года сняли в материковом Китае: «Эвакуация из XXI века» открывается безумным зачином о живущих на альтернативной Земле старшеклассниках, которые могут буквально по чиху путешествовать по времени. Затем режиссер Ли Янь волочет зрителя по всем известным кинематографу жанрам, как мог бы это делать Такаси Миике в лучшие годы. Подростковая фантастика каждые несколько минут выворачивается то слэпстик-комедией, то антиутопией, то боевиком, то мелодрамой и так далее без остановки ни на секунду. Доподлинно не известно, чем обусловлен невыход «Эвакуации» в прокат ни в одной стране мира, кроме Китая, но, очевидно, картина так и не нашла своего зрителя, а заслуживает она, конечно, гораздо большего, чем шести сотен нейтральных оценок на imdb.

Тайвань

Бай Жуньинь в роли Лиао на кадре из фильма «Старый лис»

Бай Жуньинь в роли Лиао на кадре из фильма «Старый лис»

Действие фильма Сяо Ячжуаня стартует в 1989 году и фокусируется на судьбе одиннадцатилетнего Ляо Цзе. Взрослеет мальчик — взрослеет и страна. Заезженная параллель несколько десятков лет назад была доведена до совершенства классиком тайваньского кино Хоу Сяосянем, и именно он выступает в «Старом лисе» не только как продюсер, но и, очевидно, как ментор для режиссера Ячжуаня. Как Тайвань развивается настолько ударными темпами, что собственное население не успевает за новыми реалиями, так и мир вокруг Ляо Цзе закручивается так лихо, что приходится отбросить все предрассудки и довериться себе. Классическая история прощания с детскими иллюзиями на фоне Тайпея рубежа 1980-1990-х годов исполнена, возможно, в излишне академическом ключе, но это как раз тот случай, когда и хвалить, и ругать картину можно за одно и то же. На тайваньском аналоге «Оскара» фильм отметили наградами за лучшую режиссуру и саундтрек.

Таиланд

Энтони Буиссерет в роли Пэ на кадре из фильма «(Не)друзья»

Энтони Буиссерет в роли Пэ на кадре из фильма «(Не)друзья»

«(Не)друзья» — идеальный микс школьной комедии, драмы взросления и «кино о кино». В центре сюжета съемки короткометражного фильма в память о безвременно погибшем однокласснике. Только снимать, разумеется, никто не умеет, погибший был совсем не так идеален, как кажется на первый взгляд, да и вообще живые всегда оказываются важнее мертвых. Тайский выдвиженец на «Оскар» (увы, безуспешный, тайские картины никогда не доходили даже до лонглиста Американской киноакадемии) от дебютанта Атты Хемвади сбивает с ног бешеной энергетикой — обилие черного юмора и внезапных сюжетных поворотов подхватывает зрителя с первых же минут, и следующие два с лишним часа пролетают совершенно незаметно. Лучшего начала знакомства с тайским кинематографом представить сложно.

Монголия

Тергел Болд-Эрдене в роли Зе на кадре из фильма «Город ветра»

Тергел Болд-Эрдене в роли Зе на кадре из фильма «Город ветра»

Монголия — страна, о которой вспоминают разве что в контексте размышлений о великих империях прошлого, но никак не в связи с кинематографом. Между тем кино, разумеется, живо и там. «Город ветра» участвовал в Венецианском кинофестивале 2023 года, а исполнитель главной роли Тергел Болд-Эрдене стал обладателем награды за лучшую мужскую роль в программе «Горизонты». На екатеринбургском фестивале «Одна шестая» картина и вовсе выиграла Гран-при. Сюжет «Города ветра» замыкается на нескольких неделях из жизни старшеклассника Зе: он учится, влюбляется, гуляет по Улан-Батору — в общем, живет обычной подростковой жизнью. Плюс «подрабатывает» шаманом, но подано это настолько буднично, что даже не получается удивляться. Что действительно кажется сюрпризом, так это абсолютное сходство Улан-Батора с любыми другими сибирскими городами и неотличимость монгольского быта от постсоветского. Возможно, как раз поэтому фильм вызывает такой странный эффект — все точь-в-точь как дома, но страна совсем другая. Так фокус внимания российского зрителя смещается с Зе — были в кино пубертатные подростки и поинтереснее — на Улан-Батор, ледяной город на семи ветрах, куда очень хочется вернуться, даже если ты там ни разу не был.

Мьянма

Кадр из фильма «Песня души»

Кадр из фильма «Песня души»

Мьянма — «потерянная» территория между Индией, Китаем и Таиландом. На ее окраинах последние несколько десятков лет не затихает гражданская война, а условно мирные регионы управляются настолько своеобразно, что местному населению, как правило, не до кино. Фильмов из Мьянмы мир практически не замечает, а иммигрантские картины всегда делают сильный акцент на политической ситуации в стране. Тем ценнее «Песня души» — документальная лента, снятая внутри страны людьми, проживающими на ее территории всю жизнь. Захваченный в объектив быт местных деревенских жителей настолько колоритен, что режиссеру остается только вовремя поворачивать камеру. Живущее в мире магических татуировок и лечебных заговоров население — идеальные собеседники для автора-документалиста. Вышедший из той же среды Сай Нау Кхам, выпускник Янгонской киношколы, практически возвращается домой и приглашает с собой всех, кто готов уделить неизведанному хотя бы час с небольшим. 

Япония

Кадр из фильма «Тень огня»

Кадр из фильма «Тень огня»

Синъя Цукамото, автор культового боди-хоррора «Тэцуо», в последние годы сосредоточился на теме травмы японского послевоенного общества. Герои его новой картины — оставшийся без родителей мальчик младшего школьного возраста, подрабатывающая проституцией вдова военного и эксцентричный солдат, мечтающий отомстить командиру за всю ту жестокость, что пролилась на него за годы военных действий. «Тень огня» так и хочется назвать «Тенью войны», но дословно с японского название можно перевести и как «Другие», а там уже и до «Отверженных» недалеко. Ментально сломленные люди пытаются выстроить на пепелище новую жизнь и пусть не без трудностей, но справляются с бедой. Живой классик Цукамото во многом повторяет путь Дэвида Кроненберга — от физических патологий к психологическим, — но продолжает гнуть свою линию жизни как бесконечного противостояния человека с плодами собственных усилий. 

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?