Восхитительно разыгранная и удивительно захватывающая камерная трагикомедия, основанная на пьесе об экранизации романа Захер-Мазоха
Закончив неудачные прослушивания на главную женскую роль в спектакле по мотивам романа Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах», драматург и режиссер Тома (Матье Амальрик) собирается домой. Внезапно в театр забегает привлекательная, но вульгарная блондинка (Эммануэль Сенье), которая объявляет, что ее зовут Ванда и что она – актриса, опоздавшая на пробы. Тома не хочет иметь дело с женщиной, которая кажется ему явно не подходящей на роль аристократичной героини «Венеры», но Ванда вымаливает у режиссера прослушивание и убеждает его изобразить главного героя спектакля. Как только она входит в образ, Тома осознает, что нашел ту, которую искал, но остановиться ему не удается. Сексуально заряженная, рискованная пьеса о мужчине, который мечтает стать рабом властной женщины, затягивает их обоих…
Откровенно говоря, режиссеру Роману Полански, которого американское правосудие все еще хочет арестовать и осудить за изнасилование 13-летней девушки в 1977 году, стоило бы держаться подальше от эротически нагруженных сценариев. Особенно таких, где агрессивная женщина буквально нападает на мягкотелого героя (знаем мы эти оправдания насильников: «Она сама этого хотела!»…). Но так как Полански и та печальная история все равно неразделимы, то мэтр, по его признанию, старается о ней не думать, а просто жить дальше и снимать кино, которое ему интересно снимать. Мы с такой позицией не согласны, но сейчас мы не об этом, а о том, хорошее ли кино получилось у Полански из недавно опубликованной и поставленной в Нью-Йорке пьесы американца Дэвида Айвза. И, на наш вкус, кино вышло изумительное.
Правда, не безупречное. Подобно многим пьесам о театре, «Венера в мехах» Айвза обыгрывает возможности театрального пространства и обеспечивает дополнительное вовлечение зрителей в действие за счет того, что они сидят в зале, где разворачиваются события. Картина же Полански по своей киноприроде отстраняет публику от действия, и это ослабляет «Венеру», делает ее менее некомфортной и пугающей.
Что ж, зато не каждый театральный постановщик спектакля (а их наверняка в ближайшие годы будет немало, потому что «Венера» так и просится на подмостки любого уважающего себя театра для взрослых) сможет похвастаться таким великолепным дуэтом, как Амальрик и Сенье. Полански отдал главную роль своей жене, но непотизмом тут и не пахнет, потому что Сенье – идеальная исполнительница роли Ванды, безукоризненная во всех ее ипостасях: от туповатой и навязчивой актриски в начале фильма до свирепой «госпожи» в финале. Постоянные перевоплощения Сенье и ее харизма и напор – сами по себе отличный повод посмотреть «Венеру». А так как в кадре присутствует еще и не столь яркий и многогранный, но тоже весьма интересный, сложный и превосходно сыгранный персонаж Амальрика, то картина оказывается одной из лучших артхаусных трагикомедий, которые вы в этом году сможете увидеть в кино. А мы ведь еще почти ничего не сказали о сюжете и диалогах фильма!
Как и актерская игра «Венеры», ее сценарий пышет неподражаемым художественным мастерством. Остроумные интеллигентные шутки, оригинальное переворачивание с ног на голову театрального прослушивания, откровенные замечания по поводу отношений авторов с их произведениями, артистичное воссоздание лучших сцен книги, благодаря которой Захер-Мазох подарил свою фамилию мазохизму… При этом «Венера в мехах» не требует знания текста романа и рассказывает зрителям все, что они должны знать, чтобы оценить ироническую постмодернистскую игру Айвза (и, соответственно, Полански) с классическим сексуально озабоченным текстом. Вообще, это поразительно доступное и увлекательное кино, несмотря на всю его формальную высоколобость. Картина не требует от зрителей большего, чем знание того, почему французская интеллектуалка может назвать своего пса Деррида. Так что повторим еще раз: не пропустите «Венеру». Это одна из лучших лент в фильмографии Полански.