Плоская криминальная драма, возмущающаяся сотрудничеством ирландской мафии и ФБР в Бостоне начала 1980-х
В Южном Бостоне второй половины 1970-х свирепствует маленькая, но агрессивная ирландская банда под предводительством Джеймса Балджера (Джонни Депп). Когда на службу в Бостон возвращается местный уроженец, агент ФБР Джон Коннолли (Джоэл Эджертон), он использует свое знакомство с Балджером, чтобы превратить того в информатора бюро. Криминальный авторитет наводит власти на своих конкурентов из итальянской мафии, а ФБР в ответ «крышует» Балджера и гарантирует ему полную безнаказанность. В течение нескольких лет ирландская мафия берет весь Бостон под свой контроль, а ФБР становится фактическим соучастником кошмарных преступлений.
Удачно подобранное название многое может сказать о фильме. Взять, например, такие заглавия, как «Крестный отец» и «Славные парни». Приятные названия картин о неприятных людях свидетельствуют о неоднозначном отношении авторов кино к их персонажам, и эта двойственность насквозь пропитывает повествования и позволяет создавать сложные и глубокие полотна.
«Черная месса», напротив, в своем заглавии проводит параллель между сговором мафии и ФБР и извращенным служением дьяволу, и вдумчивые зрители сразу понимают, что никакой неоднозначности в фильме не будет. И действительно, основанная на реальных событиях криминальная драма актера и режиссера Скотта Купера («Сумасшедшее сердце», «Из пекла») два часа вбивает в зрительские головы простую мысль о том, что ФРБ в лице Коннолли совершило страшное преступление, когда заключило договор с «ирландским демоном».
При этом фильм сразу дает понять, что Коннолли, несмотря на все его тирады о важности борьбы с мафией, руководствовался не заботой об общественном благе, а своим еще детским желанием произвести впечатление на «самого крутого парня на районе» и щедро отплатить Балджеру за то, что тот в школе пару раз защитил Джона от хулиганов. Кажется, трудно вообразить более жалкого персонажа, чем федеральный агент, который подлизывается к гангстеру-социопату – не ради денег, не ради власти, а ради того чувства, которое как-то испытала Гюльчатай в «Белом солнце пустыни»: «Господин назначил меня любимой женой!»
Может быть, Балджер не такой уж социопат, каким кажется, когда читаешь его кровавое бандитское резюме? Нет, он хорошо относится всего к трем людям – своей матери, своему сыну и своему брату, и эти чувства ни разу не подвергаются испытанию. Легко любить пожилую мамашу-домохозяйку, светловолосого ангелочка и успешного брата-политика, который живет своей жизнью (Билл Балджер был президентом сената штата Массачусетс) и не вмешивается в преступное существование родственника. На это способен и отъявленный злодей. Другое дело – семьи вроде Сопрано или Корлеоне, члены которых вечно проверяют друг друга на прочность. Так что то, что Джеймс не «заказывает» своего брата, а дружески с ним общается, ни о чем не говорит. Фильм просто не дает герою повода показать себя с худшей стороны в отношениях с родными.
Cо всеми остальными же Джеймс не церемонится. Балджер не из тех криминальных боссов, которые лишь планируют операции и поручают «грязную работу» своим прихвостням. Он не упускает ни одной возможности лично расправиться с предателем или со случайным свидетелем. И он не только расстреливает, но и душит – наглядное подтверждение садизма Джеймса.
В отличие от многих экранных преступников, Балжер не вызывает ни малейшего сочувствия, и в этом, как уже говорилось, суть картины. Жалкий человечек из ФБР плюс безжалостный подонок из мафии – рецепт одного из самых скандальных фиаско в истории бюро, и Купер старается вызывать в зрителях праведный гнев, дабы бостонская трагедия никогда больше не повторилась. Намерения у режиссера благие, но как только становится ясно, что фильм ими исчерпывается, «Месса» в зрительских глазах превращается в нудное перечисление однотипных преступлений Балджера и Коннолли. А так как ирландская мафия – наименее колоритная из всех американских этнических группировок, то фильм даже не может спрятать свою примитивность за криминальной эксцентрикой и изображением жизни «свежих» иммигрантов.
Единственное светлое пятно этой ленты – впечатляющее перевоплощение Джонни Деппа в пугающего «авторитета» наподобие Горбатого из «Место встречи изменить нельзя». Невозможно поверить, что на экране бывший Джек Воробей и Вилли Вонка. Но мы не можем восхищаться Деппом, не отмечая, что они с режиссером перегнули палку с гримом и превратили Балджера из обычного, правдоподобного преступника в какого-то упыря, который того и гляди выпустит клыки и начнет хлестать кровь из горла. Злодей «Черной мессы» лучше смотрелся бы в мрачной комиксной экранизации, чем в реалистичном криминальном кино. Это, правда, не противоречит главной задаче фильма – чем страшнее злодей, тем сильнее зрительский праведный гнев. Но такой Балджер не только страшен, но и нелеп, и картина от этого проигрывает.
С 29 октября в кино.