Неровная, словно сшитая из лоскутов драма, в которой собаки-актеры выполнили свою работу лучше режиссера, сценаристов и даже некоторых партнеров в кадре
Неровная, словно сшитая из лоскутов драма, в которой собаки-актеры выполнили свою работу лучше режиссера, сценаристов и даже некоторых партнеров в кадре.
Мать тринадцатилетней Лили уезжает работать в Австралию и вынуждена на время оставить дочь на попечение бывшего мужа. Давно отвыкший от ребенка отец не слишком жалует внезапно свалившуюся на плечи обузу, но еще большее его негодование вызывает пес Лили по кличке Хаген. Собаке требуется уход, ее нужно зарегистрировать в муниципалитете и заплатить налог – мужчина не готов к этому. После пары выходок дочери отец, невзирая на протесты, избавляется от пса. Не привыкший к одиночеству и уличной жизни Хаген преодолевает множество передряг, пока не попадает в питомник, где становится лидером сопротивления собак жестокости человека.
Главную претензию к «Белому Богу» можно сформулировать как «неопределенность». Картина получилась небезынтересная, но несколько бесформенная: начинаясь как артхаусная драма, она плавно перетекает в приключенческий триллер, а в последние полчаса превращается в полноценный хоррор. Все три составляющие имеют свои плюсы, но имеют и свои минусы, причем последние в сумме перевешивают. Трогательный эпизод с собакой на репетиции школьного оркестра, пугающие сцены тренировки боевого пса и леденящие кровь кадры нападения на город своры бродячих животных – это все очень здорово. Но между сильными арками проскальзывают и неудачные сценарные ходы, и откровенно слабые повороты сюжета – многое шито белыми нитками, причем самыми большими стежками.
Возможно, среди причин таких неровностей и неопределенностей лежит и вполне объективная – работа с большим количеством собак. Сложно себе представить даже двух псов, которые могли бы сидеть на месте две-три-пять минут, а тут на экране их сотни. Кинологам и дрессировщикам можно только поаплодировать – работа с четвероногими актерами проведена бесподобная. Как говорится, тот неловкий момент, когда собака играет лучше человека. Однако даже у этой «лучшести» есть не самая радостная оборотная сторона – временами фильм из серьезной драмы превращается во что-то очень детское, создатели словно впадают во времена своей юности, когда мультфильмы про маму для мамонтенка вышибали слезу. На пользу ленте вставки о том, как собачка не может перейти дорогу или как один пес показывает дорогу другому, не идут, это несколько наивно. Напротив, в финале наигранными становятся действия людей – полиция палит по собакам, напуганные люди прячутся в домах и машинах, при том, что угроза не выглядит смертельной.
Кособокость всей конструкции «Белого Бога» приводит к закономерному финалу, картину просто нечем закончить. Звериное на какое-то время взяло верх внутри Хагена, проступков совершено слишком много, но смерть собаки не может стать искуплением, она тяжким бременем ляжет на плечи Лили. А потому концовка остается открытой, ни правых, ни виноватых авторы назвать не решаются.
Кроме кинологов очень хочется отметить работу оператора картины, который хоть иногда и перебарщивал с амплитудой тряски камеры, но в целом создал атмосферу погружения в мир животных не менее убедительную, чем в человеческую сторону картины. Всяческих похвал заслуживает София Псотта, девочка, сыгравшая Лили. Неровности и шероховатости не портят общей картины, история Хагена трогательная и очень живая, такое кино вполне можно показывать тем нерадивым хозяевам, что берут щенка только для того, чтобы избавиться от него через год. Будьте осторожны с теми, кого приручили, – вполне возможно, что именно на вас будет обращен самый яростный гнев отвергнутого и обиженного питомца.
С 12 февраля в кино.