В оригинале "300 спартанцев" Зака Снайдера, которые выходят у нас 22 марта, называются просто "300". Фильм с ходу побил в Америке кассовый рекорд марта для первого уик-энда, собрав за три дня 70 млн. долларов. Еще установил кассовый рекорд для кинотеатров IMAX -- у него есть версия в формате 3D. И вызвал скандал в Иране, где его, посмотрев на пиратках, обвинили в оскорблении персидской истории и культуры и сочли частью пропагандистской войны США против иранского руководства и народа.
Зато породил восторги в Спарте – там после спецпремьеры создателям фильма чуть ли не в ноги кланялись, поскольку "300 спартанцев" устроят городу небывалую рекламу. Судя по всему, страсти вокруг фильма будут накаляться. Есть ощущение, что его появление еще аукнется кинематографу в целом.
"300 спартанцев", про битву при Фермопилах отряда древних греков с полчищами древних персов, – отнюдь не римейк голливудского хита 1962 г., а экранизация графического романа Фрэнка Миллера, нарисовавшего и «Город грехов» /Sin City/ (2005). Картинка, как принято выражаться, стильная, хотя вернее сказать: клиповая и гламурная. Никакой живой природы в кадре нет – актеры снимались на фоне голубых экранов, позволяющих потом дорисовать на компьютере любых монструозных персонажей и самую невероятную окружающую среду. По жанру это не историческая драма, а псевдоисторический комикс. Спартанский царь Леонид и персидский Ксеркс выглядят как Бэтмен и его оппонент Джокер, олицетворяя собой дистиллированное Добро и лишенное примесей Зло. Что неожиданно – жанр псевдоисторического комикса соединен с жанром film-noir. Впрочем, почему "неожиданно"? Фрэнк Миллер – один из творцов неонуара. К жанру "нуар" отсылает суровый колорит фильма. Еще занятнее, что царю Леониду дарован обязательный для героя нуара закадровый монолог с фразами типа: "Прощай, моя любовь! Я должен был это сказать (это он про жену), но не сказал. Нельзя было демонстрировать слабость". И т. д.
О фильме заранее шла слава, что он cool, как никакое другое кинозрелище. Крутизна, собственно, в кровавости – впрочем, "Город грехов" был не менее кровав. Мясорубка – страшная. На экране бьют фонтаны крови, разлетаются ошметки, отрубленные головы и конечности. Эпизод, который шокирует многих: как положительный грек рубит по ногам персидскую лошадь. Или как враг-чудище, похожий на тролля, вынимает из своего бицепса вонзенный спартанский меч. Жестокость и еще более непривычные в таком кино откровенная постельная сцена и толика психологии, понятно, были нужны фильму принципиально. Режиссер Зак Снайдер явно хотел показать, что сделал фильм для зрителей старше 18. Для взрослых. Что это типа новый вариант серьезного кино для масс – не зря же "300" презентовали на актуальном до зевоты Берлинском кинофестивале. Во время финальных титров, правда, Снайдер иронизирует по поводу жестокости картины. Эти титры, право, стоит посмотреть. Они на грани фола. Экран вновь заливают кровавые брызги – на сей раз совсем уже откровенно рисованные, при этом романтически красивые. Их исторгают друг из друга мечами греки и персы, выглядящие на сей раз игрушечными солдатиками. И все это – под лирическую песню.Таким образом Снайдер, видимо, хотел сказать, что комиксовая жестокость – не настоящая, игрушечная.