Невразумительный сиквел великой комедии об американском невежестве и гостеприимстве.
Релиз первого «Бората» опозорил Казахстан на весь мир — из-за этого обиженное правительство отправило журналиста Бората Сагдиева (Саша Барон Коэн) на всю жизнь в ГУЛАГ. 14 лет спустя расстроенный из-за того, что с ним не дружит Дональд Трамп, Нурсултан Назарбаев освобождает Бората, чтобы тот отправился в США и подарил президенту обезьяну Джонни, министра культуры Казахстана и самого популярного порно-актера страны. Из-за того, что во время прошлой поездки Борат испражнился рядом с отелем Трампа, решено передать важный подарок через вице-президента страны, Майка Пенса. Однако в США Борат получает посылку, в которой со съеденным Джонни пребывает 15-летняя дочь героя, Тутар.
После оглушительного успеха первой части Саша Барон Коэн принял правильное решение и официально отправил Бората на пенсию. В других образах комик так и не смог повторить успех «Бората»: сначала был построенный по тому же пранковскому принципу сольник его третьего любимого персонажа, австрийца Бруно, после этого — две неудачные, снятые без импровизаций комедии с новыми героями («Диктатор» и «
Первая часть была не только гомерически смешной комедией, но и выдающейся сатирой на США после 11 сентября, таким документом эпохи — фильм наглядно продемонстрировал разобщенную нацию, которая пыталась сохранять свои фирменные гостеприимство и толерантность, но в то же время с недоверием и паранойей смотрела на представителей национальных меньшинств. Коэн, будучи гениальным троллем, заставлял людей поверить в то, что культура его страны построена на антисемитизме, гомофобии и женоненавистничестве, — большинство жертв комика спокойно принимало выходки Бората и молчаливо соглашалось с его средневековыми взглядами. Лишь единицы пытались что-то возразить казахскому репортеру. Вторая часть полностью лишена этой искренности и сатиры на диалог культур, а очаровательная мифология вокруг самого Бората и его Казахстана потеряла правдоподобность и теперь подается чересчур гротескно и абсурдно. Да что уж там, даже боратовский акцент Коэна теперь звучит надломлено и пародийно.
Впрочем, «Борат 2» в любом случае отлично работает как комедия — похабная, жестокая и намеренно глупая: гарантирована истерика, лучшие шутки будут заскринены и скоро уйдут в народ, а отдельные эпизоды войдут в золотой фонд Саши Барона Коэна. Правда, их все равно будет ничтожно мало по сравнению с первой частью, потому что новый фильм ужасно вторичен к предыдущим проектам Коэна. Уроки вождения, этикета, неудачный бал дочери Бората мы видели в первой части, безобидных республиканцев намного удачнее, жестче и попросту смешнее Коэн стебал во все том же сериале «Кто есть Америка». Наконец, в самом скандальном эпизоде фильма, интервью дочери Бората с адвокатом Трампа Руди Джулиани, которое постепенно переходит в спальню, нетрудно увидеть попытку повторения неудачного секс-интервью с конгрессменом Роном Полом из «Бруно».
Никто не скрывает, зачем все это нужно: политический активизм Саши Барона Коэна вынудил его воскресить своего самого знаменитого персонажа и бросить его на амбразуру, чтобы на последнем титре бросить излюбленный для звезд призыв проголосовать. «Борат 2» нужен только здесь и сейчас, за две недели до выборов президента США, чтобы лишний раз показать американцам электорат и соратников Трампа. Получится ли это? Конечно, нет. Все и так знают, что республиканцы верят в идиотские теории заговоров и готовы подпевать любой критикующей Обаму песне. Даже пойманный с поличным Джулиани скорее всего отделается лишь парочкой постыдных строк на своей странице Википедии. Уже через пару месяцев фильм идеологически устареет, а через несколько лет будет смотреться как скорее неудачная комедия, которая упустила главное — возможность высмеять COVID-19 и ковид-диссидентов.