Наглядное пособие по выживанию в океане, которое лишь в самом конце превращается в полноценное художественное кино
Пожилой мужчина (Роберт Редфорд) в одиночку плывет на парусной яхте по Индийскому океану. Внезапно судно натыкается на дрейфующий контейнер, упавший с торгового транспорта. Острый угол контейнера пробивает брешь в борту яхты, и вода заливает навигационное оборудование, рацию и спутниковый телефон. Залатав судно и вычерпав воду, владелец корабля пытается взять курс на ближайшую землю. Но тут на яхту налетает шторм, и моряку приходится перебраться на спасательную шлюпку, которой он уже не может управлять.
Еще несколько лет назад второй фильм Джеффри Чандора, постановщика финансового триллера «Предел риска», мог бы получить бонусные очки за уникальность темы – одинокая робинзонада посреди враждебной стихии. Однако последние годы принесли нам такие значимые ленты этого жанра, как «Жизнь Пи», «Гравитация» и «127 часов». Даже гигантскими контейнеровозами нас уже не удивить – мы только что видели одного такого «кита» в «Капитане Филлипсе». Так что картина Чандора не открывает тему, а продолжает ее. Как новая сага об отчаянном выживании смотрится на фоне «Жизни Пи», герой которой дрейфовал в почти тех же водах?
Не впечатляюще. Прежде всего, Пи сразу завоевывал наши симпатии тем, что был юной жертвой обстоятельств, ничуть не повинной в своем страшном приключении. Напротив, безымянный герой «Надежды» по собственной воле уплывает за тысячи миль от суши на утлом парусном суденышке. Зачем? Наверно, чтобы на старости лет найти приключения на свою седеющую голову. И вот, пожалуйста – нашел. Как переживать за героя, который сам лезет головой в петлю?
Впрочем, герой «Надежды» и не просит зрительского сочувствия. Фильм открывается коротким закадровым монологом, но в дальнейшем Редфорд почти все время молчит и так деловито латает яхту, чинит мачту и пытается наладить связь, что возникает ощущение, будто его герой, как те рыбаки, которых каждую весну снимают с льдины, ежегодно выходит в море и терпит крушение по одному и тому же сценарию. Этот профессионализм внушает уважение к персонажу, но он также еще более расхолаживает. Зачем переживать за героя, который не судорожно импровизирует, как Пи, а размеренно и без спешки выполняет все пункты давно заученной инструкции на случай ЧП: «Это закрепить, это подготовить, это задраить, это свернуть»? «Жизнь Пи» смотрелась как триллер. Большая часть «Надежды» смотрится как нудные наставления стюардесс: «Аварийные выходы находятся в передней и хвостовой частях самолета». И думаешь при этом не о том, сумеет ли герой спастись, а о том, почему он, такой умный и расчетливый, взял с собой герметично упакованный секстант и клей для ремонта обшивки, но забыл водонепроницаемый спутниковый телефон и запасную рацию.
Фильм начинает вызывать эмоции лишь ближе к кульминации, когда у героя заканчиваются его «хитрые планы» и он оказывается в полной власти судьбы и стихии. Также в этот момент режиссер вспоминает, что океан – это не только вода, но и красота, и вставляет в картину несколько восхитительных подводных сцен с акулами и косяками рыбы, вызывающих в памяти «В поисках Немо». Финал ленты и вовсе превосходен – поэтичный, изящный, безукоризненно снятый фрагмент, допускающий несколько толкований, реальных и метафорических.
Конечно, лучше поздно, чем никогда, и для Чандора «Надежда» – художественный шаг вперед в сравнении с сюжетно занимательным, но визуально примитивным «Пределом риска». Но смешно выходить против таких мощных картин, как «Жизнь Пи» и «Гравитация», с несколькими достойными эпизодами и одним выдающимся актером. Особенно если Редфорд почти всю картину изображает инструктора по выживанию. Это тот случай, когда актеру, могущему превратить в зрелище чтение телефонной книги, в самом деле вручили телефонную книгу и предложили соперничать с теми, кто играет Шекспира. Редфорд, разумеется, старается и за счет своей нечеловеческой харизмы тащит фильм даже тогда, когда ему не помогают ни режиссер, ни сценарий, ни оператор. Нас не удивит, если классик попадет в номинацию на «Оскар». Однако звезду такого уровня и такого артистического разнообразия можно было использовать и поинтереснее.