Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Не угаснет надежда»

Наглядное пособие по выживанию в океане, которое лишь в самом конце превращается в полноценное художественное кино

Добавить в закладки
Старик и море

Трейлер

Пожилой мужчина (Роберт Редфорд) в одиночку плывет на парусной яхте по Индийскому океану. Внезапно судно натыкается на дрейфующий контейнер, упавший с торгового транспорта. Острый угол контейнера пробивает брешь в борту яхты, и вода заливает навигационное оборудование, рацию и спутниковый телефон. Залатав судно и вычерпав воду, владелец корабля пытается взять курс на ближайшую землю. Но тут на яхту налетает шторм, и моряку приходится перебраться на спасательную шлюпку, которой он уже не может управлять.

Кадр из фильма «Не угаснет надежда»

Для съемок картины использовались гигантские специально оборудованные бассейны, некогда сооруженные для создания «Титаника»

Еще несколько лет назад второй фильм Джеффри Чандора, постановщика финансового триллера «Предел риска», мог бы получить бонусные очки за уникальность темы – одинокая робинзонада посреди враждебной стихии. Однако последние годы принесли нам такие значимые ленты этого жанра, как «Жизнь Пи», «Гравитация» и «127 часов». Даже гигантскими контейнеровозами нас уже не удивить – мы только что видели одного такого «кита» в «Капитане Филлипсе». Так что картина Чандора не открывает тему, а продолжает ее. Как новая сага об отчаянном выживании смотрится на фоне «Жизни Пи», герой которой дрейфовал в почти тех же водах?

Кадр из фильма «Не угаснет надежда»

Это второй фильм Роберта Редфорда о выживании вдали от цивилизации. Первым был вестерн 1972 года «Иеремия Джонсон» о жизни в горах

Не впечатляюще. Прежде всего, Пи сразу завоевывал наши симпатии тем, что был юной жертвой обстоятельств, ничуть не повинной в своем страшном приключении. Напротив, безымянный герой «Надежды» по собственной воле уплывает за тысячи миль от суши на утлом парусном суденышке. Зачем? Наверно, чтобы на старости лет найти приключения на свою седеющую голову. И вот, пожалуйста – нашел. Как переживать за героя, который сам лезет головой в петлю?

Кадр из фильма «Не угаснет надежда»

Впрочем, герой «Надежды» и не просит зрительского сочувствия. Фильм открывается коротким закадровым монологом, но в дальнейшем Редфорд почти все время молчит и так деловито латает яхту, чинит мачту и пытается наладить связь, что возникает ощущение, будто его герой, как те рыбаки, которых каждую весну снимают с льдины, ежегодно выходит в море и терпит крушение по одному и тому же сценарию. Этот профессионализм внушает уважение к персонажу, но он также еще более расхолаживает. Зачем переживать за героя, который не судорожно импровизирует, как Пи, а размеренно и без спешки выполняет все пункты давно заученной инструкции на случай ЧП: «Это закрепить, это подготовить, это задраить, это свернуть»? «Жизнь Пи» смотрелась как триллер. Большая часть «Надежды» смотрится как нудные наставления стюардесс: «Аварийные выходы находятся в передней и хвостовой частях самолета». И думаешь при этом не о том, сумеет ли герой спастись, а о том, почему он, такой умный и расчетливый, взял с собой герметично упакованный секстант и клей для ремонта обшивки, но забыл водонепроницаемый спутниковый телефон и запасную рацию.

Кадр из фильма «Не угаснет надежда»

Фильм начинает вызывать эмоции лишь ближе к кульминации, когда у героя заканчиваются его «хитрые планы» и он оказывается в полной власти судьбы и стихии. Также в этот момент режиссер вспоминает, что океан – это не только вода, но и красота, и вставляет в картину несколько восхитительных подводных сцен с акулами и косяками рыбы, вызывающих в памяти «В поисках Немо». Финал ленты и вовсе превосходен – поэтичный, изящный, безукоризненно снятый фрагмент, допускающий несколько толкований, реальных и метафорических.

Конечно, лучше поздно, чем никогда, и для Чандора «Надежда» – художественный шаг вперед в сравнении с сюжетно занимательным, но визуально примитивным «Пределом риска». Но смешно выходить против таких мощных картин, как «Жизнь Пи» и «Гравитация», с несколькими достойными эпизодами и одним выдающимся актером. Особенно если Редфорд почти всю картину изображает инструктора по выживанию. Это тот случай, когда актеру, могущему превратить в зрелище чтение телефонной книги, в самом деле вручили телефонную книгу и предложили соперничать с теми, кто играет Шекспира. Редфорд, разумеется, старается и за счет своей нечеловеческой харизмы тащит фильм даже тогда, когда ему не помогают ни режиссер, ни сценарий, ни оператор. Нас не удивит, если классик попадет в номинацию на «Оскар». Однако звезду такого уровня и такого артистического разнообразия можно было использовать и поинтереснее.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?