Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Боевой конь»

"Боевой конь" -- смело и тонко снятый семейный фильм в лучших традициях Голливуда. Предупреждаем: любите вы лошадей или нет, в любом случае захватите с собой в кинотеатр не меньше четырех носовых платков

24.01.2012 Текст: Ян Фрир Обсудить
Добавить в закладки
Стивен Спилберг идет на войну

Трейлер

Англия, год 1914. Паренек из Девона по имени Альберт Нарракотт (Ирвин) укрощает и объезжает норовистого крестьянского коня, которому дает кличку Джоуи. Между человеком и животным возникает привязанность. Когда наступают тяжелые времена, Джоуи продают в британскую кавалерию, и начинаются его приключения во Франции, на полях сражений Первой мировой войны. Альберт отправляется на поиски друга.

Кадр из фильма "Боевой конь"

В 2012 на награды будут претендовать сразу несколько фильмов, связанных с историей кино. «Артист» Мишеля Хазанавичуса возвращает нас в 1927 год, прославляя великолепие немого кинематографа и показывая, как все изменилось с приходом звука. Действие "Хранителя времени" Мартина Скорсезе происходит в 30-е годы прошлого века, однако главные темы фильма – рождение кинематографа, появление осветительных приборов и магия Жоржа Мельеса. В "Боевом коне" Стивена Спилберга нет прямых упоминаний о киноискусстве, но пусть вас это не смущает: это фильм о традициях кинематографа. В своем первом фильме под эгидой Диснея в качестве режиссера Спилберг обратился к эстетике конца тридцатых и сороковых годов XX века и снял картину, которой мог бы гордиться сам дядюшка Уолт.

Кадр из фильма "Боевой конь"

Если «Тинтина…» подпитывало восхищение Спилберга возможностью сказать собственное слово в области новых кинотехнологий, то в "Боевом коне" режиссер возвращается к своим корням, к фильмам, которыми он упивался в кинотеатре своей юности "Кива" в Финиксе. Однако это отнюдь не примитивная стилизация. Конечно, Спилберг находится на одной волне со своими кумирами, среди которых Джон Форд, Дэвид Лин, Фрэнк Капра, Виктор Флеминг и многие другие, однако он не просто подражает им – он работает в традициях старой школы, изменяя эти традиции посредством собственной пробивной живости и кинематографического интеллекта. Возможно, "Боевой конь" не встанет в один ряд с его более сложными лентами, такими, как «Спасение рядового Райана» или «Мюнхен», однако его режиссура виртуозна, профессионализм его создателей безупречен, актерская игра прекрасна. В результате фильм захватывает, волнует и пробуждает в зрителе нежность. Таких откровенно трогательных лент Спилберг после «Инопланетянина» еще не снимал…

Кадр из фильма "Боевой конь"

Положив в основу сценария любимый детьми роман Майкла Морпурго, написанный в 1982 году, и созданную по его мотивам пьесу Ника Стаффорда, постановка которой в Национальном Театре Лондона удостоилась множества хвалебных отзывов, Спилберг сильно рисковал. Основные составляющие безыскусны и давно уже вышли из моды: эмоциональная связь между мальчиком (в исполнении Ирвина этот крестьянский паренек наивен, словно Люк Скайуокер) и его питомцем, ферма, которой грозит разорение, взросление, животное в опасности. Однако Спилберг и сценаристы Ли Холл и Ричард Кертис настолько верят в эти идеи, что все это абсолютно не кажется примитивным. В фильме нет постмодернистских трюков, но нет и намека на какую-то неловкость или смущение по этому поводу – только полная уверенность в том, что прошедшие проверку временем повествовательные приемы сработают, как и должны.

Кадр из фильма "Боевой конь"

Режиссер изменяет магистральную линию повествования – у Морпурго о своих приключениях рассказывает сам Джоуи, Спилберг же не стал доверять коню функции рассказчика – и выстраивает ее заново. Он сохраняет трогательную интимность пьесы, придавая при этом сюжету эпический размах, столь характерный для большого экрана. Масштаб военных сцен в "Боевом коне" огромен: внезапная кавалерийская атака британцев, которую возглавляет майор Стюарт (Бенедикт Камбербэтч), начинается из высокой травы (при этом странным образом вспоминается нападение рапторов в "Затерянном мире"), и затем конная лавина неудержимо, в стиле Дэвида Лина, разливается по открытой местности. Когда действие перемещается на Сомму, Спилберг швыряет вас лицом прямо в грязь и хаос нейтральной полосы, но при этом не повторяется. В отличие от "Спасения рядового Райана", где динамизм достигался при помощи трясущейся камеры, здесь война показана не только глазами британских солдат. Подобные эпизоды чередуются со сценами, снятыми более формально, со стационарной камеры, и эти моменты – от мастерски смонтированных крупных планов взрывов силуэтов солдат на фоне вспышек взрывов до врезающейся в память сцены вылазки в немецкий бункер, бескровной, но полной напряжения, придают всему происходящему ощущение грандиозности. Режиссер не ставит себе задачу ошеломить зрителя, однако в фильме показана не только бессмысленная жестокость войны, но и тот поворотный момент военной истории, когда кавалерию сменяли сражения механизмов. Джоуи может сколько угодно сигать через танки, словно через знаменитое опасное препятствие Бичерз-Брук на скачках в Эйнтри: в "Боевом коне" все равно отчетливо слышен тихий похоронный звон по устаревшему способу ведения войн.

Кадр из фильма "Боевой конь"

Однако "Боевой конь" – это не только шок и благоговейный трепет перед ужасами войны. Фильм полон типично спилберговских оригинальных находок и нюансов: начальный кадр снят как отражение в глазу лошади, полковое знамя становится впечатляющим лейтмотивом повествования, стратегическое значение приобретает колесо ветряной мельницы… Поклонникам дерзких переходов от одной сцены в другую а-ля "Тинтин…" советуем не пропустить наплыв, в котором на мгновение кажется, что Альберт и Джоуи прокладывают путь сквозь вязание Эмили Уотсон. Учитывая тот факт, что плодами сотрудничества Спилберга с оператором Янушем Камински, как правило, являлись потрясающие размытые образы, "Боевой конь", возможно, окажется их самым эффектным фильмом. Милая зеленая Англия еще никогда не была столь милой и зеленой, кавалеристы ведут своих скакунов сквозь пылающие закаты Европы… Однако в работе Камински есть некая холодноватая деликатность: его кадры вызывают у зрителя реальные и сильные эмоции, при этом никогда не переступая грань сентиментальной слащавости.

Кадр из фильма "Боевой конь"


Шляпы долой перед Файндером, жеребцом конезаводчика Бобби Ловгрена, в ключевые драматические моменты фильма изображавшим Джоуи.

Роберт Эммс, сыгравший соперника Альберта Дэвида Лайонса, в театральной постановке играл роль самого Альберта.

Эпизоды на нейтральной полосе снимались в Уизли, в двух шагах от паба из "Американского оборотня в Нью-Йорке".

Чтобы уменьшить вес сабель, использовавшихся в сцене кавалерийской атаки, их делали из бамбука и потом хромировали.

Своей магией театральная постановка во многом была обязана удивительному мастерству кукольников, оживлявших лошадей. Несмотря на то, что Спилберг не имел возможности использовать подобный сценический прием, ему все же удается каким-то образом рассказать всю историю с точки зрения животного. После длинных вступительных сцен в Девоне, когда формируется тесная связь между мальчиком и конем, Джоуи отправляется во Францию, где мы вместе с ним и остаемся на протяжении практически всего фильма. Из-за этого создается впечатление, что, на фоне значимости фигуры Альберта в первом акте, его военным приключениям не уделяется достаточного внимания. Спилберг мастерски управляется со своими четвероногими актерами – одновременная реакция косяка лошадей на усыпление их товарища снята просто гениально; то же самое можно сказать и о странно трогательной истории дружбы Джоуи и его "однополчанки" Топторн. Но дело тут не только в актерских качествах животных. После этого фильма Спилберг становится в один ряд с такими великими мастерами снимать лошадей, как Джон Форд и Акира Куросава. Искусные перемещения камеры помогают выразить "чувства" животного. Сцены, где Джоуи, потерявший седока, скачет по лесу или с грохотом проносится в ночи по траншее на нейтральной полосе, выразительно сняты с движущейся тележки. Именно в такие моменты творчество Спилберга, работа камеры, трогательная музыка Джона Уильямса, искусство рассказчика и эмоции сливаются в единое целое, и возникают сцены, исполненные вдохновения.

Кадр из фильма "Боевой конь"

Джоуи переходит от Альберта к капитану Николлзу, воплощенному отличному парню, роль которого играет Том Хиддлстон, от двух братьев-немцев (Дэвид Кросс, Леонхард Кэроу) к умиращей девушке-француженке (Селин Букенс) и ее деду (Нильс Ареструп, играющий эту роль с благородной солидностью), а затем к немецкому конезаводчику (Николас Бро)… В промежутках между атаками кавалерии Спилберг находит время и место для человеческих отношений между персонажами: дискуссия о стоимости шелковой шапочки, фантазии юного солдата об итальянских девушках и, как вершина всего, смешной и трогательный диалог на нейтральной полосе между уроженцем Северной Англии и немецким солдатом, которые натыкаются друг на друга, пытаясь помочь Джоуи, запутавшемуся в колючей проволоке.

Фильм не назовешь совершенством: очень хотелось бы побольше узнать о некоторых ярких персонажах. Справедливо и то, что картине не повредила бы некоторая компактность, а если вы не разделяете эстетические концепции режиссера и его взгляд на мир, фильм вряд ли заставит вас изменить свое мнение. И все же Спилберг обладает неким сверхъестественным даром предугадывать, чего хочет его аудитория: возможно, в эпоху неопределенности и кризиса простой рассказ о крепкой дружбе, преисполненный столь старомодного ощущения надежды, – это как раз то, что найдет отклик в сердцах людей. Горячность и мужественная искренность "Боевого коня" идет вразрез с легкомысленной иронией нашего времени, однако в конце, когда фильм завершается под небом, словно взятым из "Унесенных ветром", становится совершенно ясно, что Спилберг не сфальшивил ни единым словом.

Текст: Ян Фрир
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?