Новый оборот колеса ужасов начинается весьма интригующе. Есть безумные клоуны, есть таинственный культ насилия, есть фобии и загадочный психиатр, нет только одного – сил дождаться новых серий
Ноябрь 2016 года, день выборов президента Соединенных Штатов Америки. Неожиданно для многих очевидный фаворит выборной гонки Хилари Клинтон уступает в решающем голосовании Дональду Трампу, и этот результат раскалывает общество – к и без того накаленной обстановке добавляется паника сторонников первой и триумф приверженцев второго. Элли и Айви – однополая супружеская пара, проживающая в большом доме вместе с сыном Оззи. Впечатлительная Элли страдает от множества фобий, которые ей удалось купировать, но с победой Трампа искренне уверенная в скором крушении Америки женщина с новой силой начинает бояться громких звуков, крови, кораллов, дыр и клоунов. Визит к психоаналитику не решает проблем, тем более что далеко не все, что она видит, оказывается вымыслом и плодом больного воображения.
Выход каждого нового сезона «Американской истории ужасов» ставит критиков перед серьезной развилкой. С одной стороны, имеющий формат альманаха сериал каждый новый сезон начинает с «нуля» – зрителя ждут новые герои, новые локации, новая история, так что фактически после просмотра первого эпизода можно говорить об увиденном как об отдельном самостоятельном произведении. С другой – по опыту предыдущих шести сезонов все мы уже отлично знаем, что делать вывод обо всем повествовании на основании первого часа не просто нельзя, но и невозможно. Слишком резкими бывают сюжетные повороты, слишком разительными – изменения в ходе рассказа, да и с главными героями пока не все понятно – сериал славится богатым кастом, а первый эпизод пока продемонстрировал лишь самую малость занятых артистов.
Поэтому вместо того, чтобы анализировать увиденное и представать в образе слепых мудрецов, ощупывающих слона, предлагаем о «Ночи выборов» (так называется первый эпизод «Культа») поговорить только с точки зрения визуального, чувственного и эмоционального восприятия. О смыслах и морали поговорим после, сейчас же есть все возможности просто откинуться в кресле и насладиться новой заставкой под привычные скрежещущие звуки и стоны.
Первое, что бросается в глаза, – заметная мрачность картинки. Действие эпизода почти не выходит за пределы зданий, а когда перемещается на улицу, то оказывается в сумраке едва ли не более пугающем, чем теснящиеся по углам домов тени. Как минимум это настраивает зрителя на привычную уже атмосферу тревоги, которой славятся сезоны «Истории». Второе, что нельзя не отметить, – возвращение к теме клоунов, однажды уже исследованной довольно плотно в сезоне «Фрик-шоу». Теперь жуткие маски и потертые аляповатые костюмы снова в моде, больше того, в кадре даже появился клоун Твисти, творивший зло полвека назад. И он все так же пугающ!
Однако известно, что Брэд Фэлчак и Райан Мерфи наводят ужас не только и не столько монстрами, призраками или вампирами, в их сериале человек является главным источником страха, насилия и ненависти, поэтому стоит отметить ведущие персонажи и актеров, их сыгравших. Как всегда, блистательна Сара Полсон, с каждой новой ролью поднимающаяся на ступень выше по своей карьерной лестнице. В стартовом эпизоде авторы несколько переборщили с использованием хичкоковского «эффекта Вертиго», когда у Элли начинались приступы, но для Полсон это проблемой не является, она на высоте. Как и Эван Питерс, шагнувший на новую ступень в своем путешествии к демонстрации полнейшего безумия. Актеру досталась роль одурманенного какими-то своими представлениями о мире фанатика Кая, который с приходом Трампа почувствовал силы изменить общество под свои лекала, и он наводит настоящий ужас. Хороша, но несколько вторична Билли Лурд, она словно все еще находится внутри «Королев крика» и не спешить менять привычный образ. Тем не менее чувствуется, что ее Винтер сыграет весомую роль в сюжете.
Поспешим также напомнить, что «Американская история ужасов» по-прежнему не намерена считаться с вашими нежными нервами – в сериале снова много крови, омерзительных частей тел, изуродованных лиц и отвратительных масок. Благо, зрительский костяк к подобным трюкам Фэлчака и Мерфи подготовлен, и обилие насилия, грубости и мрака не должно сказаться на целевой аудитории. Остальным, пожалуй, стоит пробираться по ступеням страха с большой осторожностью – «История» не терпит даже малейшего отвлечения от сюжета или расслабленности, тут полно любопытных деталей и неожиданных встреч.
По итогам первого эпизода, таким образом, нужно отметить только одно: пока новый сезон выглядит интригующе и ничуть не уступает предшественникам по количеству загадок, зацепок и интересных персонажей. Но загадывать исход встречи двух главных героев не станем, ведь даже сам смысл слова «Культ», вынесенного в заголовок, по отношению к сюжету пока непонятен. Будет ли идти речь о какой-то группе фанатиков или авторы захотят поговорить о поклонении появившимся в кадре в самом начале политикам, а может, в указанный культ будет возведено что-то иное, непонятно. Но тем интереснее и страшнее. Как и должно быть в каждой серии «Американской истории ужасов».