Паранормальный ужастик с Томом Фелтоном и Эшли Грин
Университетские энтузиасты решают повторить стародавний эксперимент по вызыванию в наш мир потусторонних сущностей. В ходе сеанса одну из участниц навсегда затягивает в стену подвала. Несколько лет спустя молодая пара въезжает в дом в свежеотстроенном пригороде, и почти сразу же вокруг них начинают происходить разные странности: сначала увядает только что купленный кактус, потом начинает двигаться мебель и дохнет соседская псина, случайно забредшая на огонек…
Если отбросить частности, то режиссер Тодд Линкольн играет на поле «Паранормального явления» – минус эффект "домашнего видео" и плюс отсылки в адрес азиатского кинематографа. Однако главная проблема "Явления" вовсе не в том, что оно со своим самоваром вторгается на уже хоженую и перехоженную территорию. В конечном итоге, проявления полтергейста выстроены тут вполне грамотно, и если измерять качество таких фильмов через количество подскоков на стуле, то перед нами вариант далеко не худший.
Другое дело, что "Явление" – по следам другого «Явления» (2008), где отравленные деревьями люди массово кончали с собой, – просто не может не раздражать своей непродуманностью. Ведь несмотря ни на что, мы ждем логики даже от хорроров про сверхъестественное. Мы готовы принять все пугающие нестыковки с нашей реальностью, но при условии, что в определенный момент нам все же объяснят правила игры. Мы ждем, что под домом окажется старое индейское кладбище. Что от проклятья можно будет спастись, перезаписав кассету. Что пунктуальный полтергейст станет активизироваться аккурат в три часа ночи. Что у призрака дамы/девочки/мальчика в черном/белом/красном обнаружатся ФИО и драматическая биография. Что девственница выживет, а звезда из группы поддержки умрет первой. Что в лесу действительно обретается призрак противной ведьмы. Что главное, дети, никогда не спать. И что любой, кто нарушит старые правила, непременно придумает новые.
Однако дебютант Линкольн упразднил в своей ленте вообще всякую логику и строит фильм как серию пугательных аттракционов с бонусом в виде героини Эшли Грин, бегающей по дому в кружевном нижнем белье. Мы так и не узнаем, кого именно и откуда вызвали ребята (в одном из эпизодов упоминается параллельная реальность, в другом – чистилище, а о самом "явлении" известно только, что это точно не призрак человека), что ему здесь надо (по версии авторов, нечто желает "воплотиться" в нашем мире, но вместо этого продолжает утаскивать героев в свой), и главное – как его все-таки унять.
В своей беспомощности перед совершенно алогичной чертовщиной герои выступают не пушечным мясом даже, а котятками, предназначенными для утопления, но временно отпущенными погулять по бережку. Впрочем, вся эта непоследовательность, наверное, могла бы послужить аллегорией к иррациональности самой природы зла ("просто потому что вы были дома"), однако Линкольн ее явно не вытягивает, да и вообще такой задачи перед собой не ставит. В конечном итоге весь сюжет выглядит надстройкой к паре удачных "визуальных" сцен, которые, по всей видимости, и были у истоков фильма.
И в самом деле, пустые улицы, незаселенные дома и провода, звенящие над холмами, – все это завораживает поначалу, но к финалу начинает казаться бессмысленной тратой замечательного "локейшна", где никто не услышит твой крик.