На церемонии "Оскара" лицо Мартина Скорсезе выражало нетерпеливую уверенность. Он действительно не мог уйти без награды. Многократный номинант на академическую премию и живой классик американского кино еще ни разу не удостоился "Оскара" за режиссуру и тем паче -- "За лучший фильм". Автора "Последнего искушения Христа", "Таксиста", "Бешеного быка" и мюзикла "Нью-Йорк, Нью-Йорк" стоило бы наградить просто за вклад в киноискусство. Не случилось.
На церемонии "Оскара" лицо Мартина Скорсезе выражало нетерпеливую уверенность. Он действительно не мог уйти без награды. Многократный номинант на академическую премию и живой классик американского кино еще ни разу не удостоился "Оскара" за режиссуру и тем паче – "За лучший фильм". Автора "Последнего искушения Христа", "Таксиста", "Бешеного быка" и мюзикла "Нью-Йорк, Нью-Йорк" стоило бы наградить просто за вклад в киноискусство. Не случилось.
И было видно, что это удар в самое сердце. Новый фильм Скорсезе "Банды Нью-Йорка", который он считал главным делом свой жизни, получил 10 номинаций, но ни одной премии. Осталось понять, почему.
Для искушенного зрителя эта картина очевидна с первого кадра: типовой голливудский эпос, историческое полотно с многофигурными композициями и образцовой работой декораторов, костюмеров и гримеров. Здесь все масштабно, от массовок до саундтрека, который делает любой хук смертельным для зрительского воображения: шмяк, шлеп, хлюп, чув-чувык! Что и составляет главную часть кинематографической живописи.
Наконец, только титан может взяться за столь неподъемное дело – снабдить Соединенные Штаты Америки историей почти столь же глубокой, как у Эйзенштейна в "Александре Невском" - со своим "ледовым побоищем", псами-рыцарями и "ох, коротка кольчужка!". Историей такой живописной, как у Диккенса. Правда, в адаптации Кэрола Рида. Потому что порой фильм Скорсезе кажется скалькированным с мюзикла 1968 года "Оливер", откуда черпали вдохновение костюмеры и списана "подружка бандита" бедовая Нэнси, переименованная теперь в Джейн.
Только на этот раз она не поет "умпа-па" и играет ее Кэмерон Диаз.
Картина имеет одно несомненное достоинство: она дает портрету Америки новое измерение – время. Все знают Нью-Йорк как средоточие стекла и стали, огней и богатств. Скорсезе показывает Америку хаоса, когда "коренные жители", расисты и ксенофобы, воевали с "пришлыми" - иммигрантами. Когда жизнь ничего не стоила и утром с улиц вывозили трупы. Он показывает Нью-Йорк 1860-х: битый кирпич, фабричная тоска, глухие катакомбы, нищие салуны, низкорослые хибары, но те же политические парады в клоунских цилиндрах. Он компьютерно взлетает над циклопическим средоточием бараков и в этом пункте повторяет Бэза Лурмэна, точно так же летавшего над Парижем XIX века в мюзикле "Мулен-Руж".
В опереточной колоритности "Банд Нью-Йорка" очень много от старого кино 60-х и даже от стилистики мюзикла - так много, что иногда кажется: сейчас ДиКаприо запоет голосом лурмэновского Ромео. Так много, что сама историчность фильма оказывается под вопросом.
Впрочем, ведь и исторические драмы Эйзенштейна – это кинооперы.
Сценарий "Банд" впитал в себя некоторые зафиксированные летописцами факты. Так, битва "на Пяти Точках" была в реальности, хоть в дубляже ее и обозвали битвой "на Пяти Улицах". Позже именно Five Points стали Манхэттеном.
Этот сценарий может позволить себе иронию в особо крупных размерах по поводу истоков американского общества и его демократии. Потому что он исторически оптимистичен: каждый знает, какой Америка стала спустя всего лишь век. Он показывает, из какого сюра она росла.