Наше воображение – могучая сила, сравниться с которым не может ни одно, даже самое высокобюджетное кино. Мы вспомнили несколько наиболее впечатляюще жутких сцен, подробности которых остались за кадром
Смерть Ламберт
«Чужой» Ридли Скотта даже по прошествии четырех десятков лет со дня первого своего выхода на экраны остается одним из самых страшных фильмов – вы можете пересматривать его тысячу раз, но при каждом появлении выдвигающихся челюстей ксеноморфа у вас обязательно будут пробегать мурашки по коже. Любопытно, что Скотт не стал делать упор на кровь и физиологическую жестокость, сосредоточив все это в одной сцене – первом появлении на свет так называемого грудолома. Далее смерти стали происходить за кадром, но от этого фильм становится еще страшнее, и ужас достигает своей кульминации в сцене встречи с монстром штурмана «Ностромо» Ламберт. Столкновение с космическим убийцей ее просто парализует, она застывает от страха, и мы видим, как хвост чудовища обвивает ее ногу. Далее камера отключается, но мы прекрасно знаем, что должно произойти, а крики штурмана еще долго будут эхом отзываться в коридорах корабля.
Пытки Хана Соло
Всеобщему любимчику Хану Соло за долгие годы сражений пришлось пережить немало потрясений: он был предан лучшим другом, его замораживали в карбоните, он пал от руки собственного сына, именно на Хане Дарт Вейдер испытывал свои жестокие пыточные устройства, которыми затем хотел нейтрализовать Люка. Джордж Лукас не стал демонстрировать, что случилось с ироничным контрабандистом после того, как его связали и стали опускать на странный прибор, испускающий электрические искры и освещающий лицо Соло красным светом. О боли, которую испытал лучший пилот в галактике, мы можем судить только по крикам и по тому, в каком состоянии Хана вернули в камеру – на нем живого места не осталось, хотя герой не пролил ни капли крови.
Рука Тони Монтаны
«Техасская резня бензопилой» – это, конечно, классика, но хоррор Тоуба Хупера все-таки воспринимается не так реалистично, как гангстерская драма «Лицо со шрамом», вот где зрителю предоставляется возможность прочувствовать каждый зубчик бензопилы. Камера останавливается на максимально жестокой грани, когда Тони Монтана оказывается в лапах колумбийских бандитов – дилеры кокса не намерены прощать ошибки, они цепляют приятеля Тони к трубе и отпиливают ему руку. Нет, мы не видим, как цепь входит в мышцы, но по глазам жертвы очевидно, что «Дружба» не задалась, попытки же героя Аль Пачино укрыться за занавеской не слишком удачны, кровь хлещет ему прямо в лицо. Ужаса, искажающего черты Монтаны, достаточно, чтобы оценить изуверство мясников.
Поцелуй Зубной феи
Никто не станет спорить с тем, что «Молчание ягнят» – фильм гениальный, но не стоит забывать и о первом появлении Ганнибала Лектера на большом экране. «Охотник на людей» Майкла Манна не стал культовым, но фильм заслуживает почтения хотя бы за то, как в нем показано насилие – зрителю предоставлена возможность окунуться в безумие и жестокость настолько, насколько позволяет воображение. Показательна в этом отношении сцена «беседы» психопата, получившего прозвище Зубная фея, с репортером Фредди Лаундсом – у журналиста, статья которого не понравилась маньяку, нет шансов убежать, однако смерть к нему не торопится. Сперва он вынужден смотреть слайды, затем выслушивает сумбурную лекцию о природе Зла и, наконец, получает самый страшный поцелуй – псих съедает его губы. К счастью, камера в этот момент уже покинула место пыток, нам остался только крик Лаундса.
Лицо Ганнибала
Раз уж речь зашла о Лектере, стоит упомянуть и еще одну феноменально показанную жестокую сцену – побег Ганнибала из камеры. В «Молчании ягнят» Энтони Хопкинс появляется всего в нескольких эпизодах, но при этом его игра гениальна, столь же эффективен и его герой – стоило охранникам проявить невнимательность, и Лектер в считаные мгновения из прикованного наручниками заключенного превращается в охотника, загнавшего жертв в угол. Трапеза превращается в кровавую бойню, когда Ганнибал получает преимущество над копами – одного он приковывает к клетке, а второго забивает до смерти дубинкой. Нет, мы не видим тела жертвы, нам не покажут ни одного удара, в кадре будет только лицо злодея, переводящего дух после каждого выверенного движения рукой. Однако весь ужас произошедшего откроется несколькими сценами позже, когда выяснится, каким образом Лектер покинул тюрьму.
Опасное бритье
Квентина Тарантино не обвинишь в излишней жалости к своим героям – умирают в его фильмах часто и разнообразно, да и залить кровью целый дом для этого режиссера проблемой не является. Но есть в фильмографии Тарантино одна сцена, в которой даже его беспристрастная камера предпочла отвернуться – да-да, это тот самый эпизод с отрезанным ухом в «Бешеных псах». Вместе со связанным полицейским мы пристально следим за тем, как мистер Блондин с его садистской ухмылкой пританцовывает вокруг стула (у вас тоже в голове заиграла эта песня?), затем мы смотрим, как бандит раскрывает опасную бритву и приближается к жертве. Тут бы и показать потоки крови, но объектив стыдливо смещает фокус в угол склада и возвращается только тогда, когда дело уже сделано.
Конец Шрама
Анимационные фильмы обычно стараются ограждать детей от излишне драматичных и страшных сцен, но «Король Лев» со своей аудиторией не миндальничает – в этой картине достаточно эпизодов, пронимающих до глубины души. Разумеется, относится к таким и финальная схватка, которая оканчивается тем, что поверженный Симбой Шрам оказывается загнан в угол пожаром и своими недавними приспешниками гиенами. Претендент на трон пытается вразумить своих «товарищей», но те хорошо выучили уроки предательства и без лишних разговоров набрасываются на Шрама. Художники деликатно не стали живописать все подробности гибели льва, прикрыв все заревом пожара и намекнув на печальную участь игрой теней, но мы-то видели, чем такие истории заканчиваются в документальных лентах канала National Geographic, хорошего ждать не приходится.
Орел или решка
Братья Коэн – мастера тонкой ироничной комедии, но именно им удалось снять один из самых жутких фильмов нового тысячелетия, благодаря блистательному Антону Чигуру «Старикам здесь не место» с полным правом можно именовать хоррором. Зловещий мясник не знает пощады и чужд эмоций, зато выполняет свою работу исправно, не озираясь на семейное положение, возраст и пол своих целей, – немного замешкаться его заставила только Карла Джин Мосс, к которой Чигур явился сразу после похорон матери. «Ангел смерти» предлагает Карле сыграть в орлянку, чтобы определить свою судьбу, но женщина отказывается, считая, что выбор будет сделан без ее участия. Нам не показывают способ умерщвления жертвы, но по тому, как наемник осматривает подошвы своих ботинок, выйдя из дома, можно предположить, что крови пролилось достаточно.
Я закончил!
Едва ли не каждая роль Дэниэла Дэй-Льюиса заслуживает пристального изучения, но образ Дэниела Плэйнвью – это абсолютная вершина актерского мастерства, в фильме мы видим все оттенки характера героя, его преображение, а вместе с этим постигаем смысл ленты, деконструирующей капитализм, религию и ценности американского общества. То, что встреча Илая Сандея и Плэйнвью не закончится ничем хорошим, мы понимаем с самого начала, но финальная сцена картины заставляет содрогнуться даже авторов картины. Сил у режиссера и оператора хватает только на первый удар кеглей, далее взгляд камеры сосредотачивается на лице Дэниела, а нам остается только слушать выворачивающие наизнанку звуки превращения черепа священника в кашу. Сцена только выглядит холодной и минималистичной, на самом деле это настоящий катарсис и фантастический взрыв эмоций.
Что случилось в палатке, остается в палатке
Творчество режиссера и сценариста Бена Уитли, возможно, не слишком широко известно, но в кругу поклонников умного авторского кино его картины пользуются признанным авторитетом. До того как свет увидели ленты «Перестрелка» и «Высотка», переполненные звездами первой величины, Уитли снял скромный триллер «Поля в Англии», весьма необычным образом освещающий события британской гражданской войны середины XVII века. Уитли никогда не чурался странных пугающих сцен, но ужасающий эпизод с палаткой из этого фильма заставит содрогнуться даже видавших виды любителей хорроров. В поисках старинных сокровищ героям нужно провести странный обряд над одним из товарищей, но зрители так и не узнают, что же происходит за пологом тента, отчего так кричит жертва. Выход кричащего и вовсе делает мизансцену невообразимой – вопрос об обряде в палатке будет мучить вас даже после окончания фильма.