Две подруги-американки решают провести каникулы в Тель-Авиве, но по пути знакомятся с антропологом, который зазывает их заехать в Иерусалим. Компания приезжает в город накануне священного праздника, в который, если верить легендам, в наш мир могут просачиваться демоны из преисподней
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Две подруги-американки решают провести каникулы в Тель-Авиве, но по пути знакомятся с антропологом, который зазывает их заехать в Иерусалим. Компания приезжает в город накануне священного праздника, в который, если верить легендам, в наш мир могут просачиваться демоны из преисподней. И надо же такому случиться, что именно в этом году их вторжение перерастет в масштабный апокалипсис.
«Иерусалим» – еще один хоррор в стилистике «найденных пленок», на этот раз из Израиля. Хотя это направление уже обсосано до состояния отполированного скелета, израильтяне добавили в него пару симпатичных идей – так, все происходящее снимается не на камеру и не на телефон, а на очки Google Glass, которые главной героине подарил перед поездкой отец. Собственные очки она теряет в первый же вечер после приезда, так что продвинутый подарок, позволяющий видеть хоть как-то, становится для нее не блажью, а необходимостью.
Это изящное и симпатичное решение, который позволяет, во-первых, не отвлекаться на дурацкие объяснения, почему герои, вместо того чтобы драпать со всех ног, снимают творящийся вокруг ужас на камеру, а во-вторых, разнообразить происходящее технологичными «фенечками» – дорогу до места нам показывают на встроенном навигаторе, периодически на экран влезает отец героини, разговаривающий с ней по Скайпу, ей приходят туда сообщения в Whatsapp, а еще в очки встроена функция распознавания лиц, выводящая на экран информацию о встречных из Facebook-профилей. Таким образом, героям даже не надо представляться – мы видим их имена, возраст, город проживания, семейный статус и пару-тройку фотографий, подобранных таким образом, чтобы охарактеризовать персонажа максимально емко. Очень интересное решение!
Также «Иерусалим» нужно похвалить за прекрасную работу с локациями – авторы снимают Иерусалим таким образом, что он буквально дышит древностью, при этом воздух в нем словно пропитан надвигающейся угрозой. Узкие пустынные переулки, арки, однообразные желто-серые дома – город в картине получился жутковатым и клаустрофобичным, и это ощущение отлично работает на атмосферу. Хорошо проработаны и культурные отличия между Западом и Востоком – израильская экзотика подана довольно сочно.
К сожалению, во второй половине фильма, когда собственно начинается демоническое вторжение, «Иерусалим» сдает обороты. Нет, авторы не делают никаких явных промахов, просто фильм сразу же теряет индивидуальность и превращается в недорогую копию «Монстро», сходства с которым здесь куда больше, чем можно было подумать поначалу, – начиная с исполинского чудовища, бродящего по улицам где-то вдали от основных действий, и заканчивая отдельными сюжетными ходами (например, с заражением).
Недотягивают авторы и с персонажами – хотя знакомству с ними посвящены добрые полфильма, симпатией успеваешь проникнуться только к героине Яэль Гробглас, да и то лишь потому, что актриса лучится обаянием. Сара, глазами которой мы все видим, наоборот, по ходу дела начинает всерьез раздражать – хотя бы тем, что совершает кучу ошибок, типичных для героев хорроров, и навязчиво истерит. Плюс под занавес ее очки трескаются, сбоят и выдают кучу помех, так что смотреть фильм становится еще и физически некомфортно – хотя в финальный твист, ничего не скажешь, они вписаны очень элегантно.