Джордж знает свою бабушку Мерси как сильную, мудрую женщину, которая дала ему много важных советов. Но однажды...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Джордж (Чендлер Риггс) знает свою бабушку Мерси (Ширли Найт) как сильную, мудрую женщину, которая дала ему много важных советов. Но однажды с Мерси что-то происходит – женщина будто сходит с ума, и в итоге ее отправляют в дом престарелых. Спустя год мать Джорджа (Фрэнсис О’Коннор) вынуждена забрать ее, но теперь все стало еще хуже – из-за частых вспышек агрессии Мерси держат на мощных седативах, а вокруг нее чувствуется какое-то темное присутствие.
Стивен Кинг – пожалуй, самый экранизируемый писатель в истории человечества, каждый год выходит около десятка фильмов, снятых по его прозе. Подавляющее их большинство основано на рассказах и лучше всего ложится в формат короткометражек, но иногда рассказы Кинга пытаются растянуть на полный метр – как в «Милосердии», выросшем из «Бабули» длиной всего в несколько страниц.
В оригинале «Бабуля» – лаконичная, но крайне атмосферная страшилка о мальчике, вынужденно оставшемся наедине с дряхлой бабушкой, очень эффектно обыгрывающая страх детей перед старостью. Понятно, что для полноценного фильма этого мало. Так в «Милосердии» у семьи Джорджа появилась предыстория, у странного поведения Мерси – мистические корни (кажется, вдохновленные «Кладбищем домашних животных» от все того же Кинга), а неподалеку от дома Мерси поселили еще одну семейную пару (Дилан МакДермотт и Аманда Уолш), которая ближе к финалу тоже непосредственно поучаствует в событиях.
Стал ли оригинальный рассказ от этого лучше? Разумеется, нет. Иносказательность куда-то ушла, и хотя расширенная мифология «Бабули» смотрится довольно любопытно (сценарист Мэтт Гринберг не впервые работает с прозой Кинга – он писал «1408», а в числе его будущих проектов, не поверите, ремейк «Кладбища домашних животных»), на выходе мы получили всего лишь рядовой мистический триллер. Постановщик Питер Корнуэлл пытается создать вкрадчивую атмосферу надвигающейся трагедии, но разрозненный сценарий ставит ему палки в колеса, а невнятный, неловкий монтаж так вообще подставляет – местами кажется, что снимал картину чуть ли не дебютант.
На «Милосердие» можно было бы махнуть рукой и забыть, мало ли чего там снимают для выпуска сразу на видео, но фильм создан студией Джейсона Блума, обычно отбирающего проекты довольно аккуратно (а один из продюсеров – МакДжи), локации для съемок найдены замечательные, а в главных ролях тут сразу несколько именитых и сильных актеров. Так, Ширли Найт, сыгравшая бабулю, двукратная номинантка на «Оскар» (и по совместительству единственное светлое пятно «Милосердия»), Фрэнсис О’Коннор и Дилан МакДермотт хорошо известны еще с 90-х, а Чендлер Риггс «родом» из популярнейших «Ходячих мертвецов», где он вот уже пять сезонов играет сына главного героя (играет, правда, очень плохо).
То есть определенные ставки на ленту все-таки делались, но сверхкороткая продолжительность (менее 80 минут с титрами) показывает, что в процессе работы над фильмом «что-то пошло не так» и ее отдали на растерзание истеричным монтажерам. Кто знает, возможно, где-то в архивах Джейсона Блума осталась исходная двухчасовая версия фильма, не такая скомканная и более цельная, но мы этого уже никогда не узнаем – «Милосердие» не из тех фильмов, которые удостаиваются режиссерских версий.