Кэти – постепенно тонущая в разгульной жизни разведенная мать-одиночка. Ее дочь Лиззи устала все это терпеть и ждет не дождется, когда мать отвезет ее к отцу. По дороге туда Кэти сбивает волка, после чего машина ломается...
Кэти (Зои Казан) – постепенно тонущая в разгульной жизни разведенная мать-одиночка. Ее дочь Лиззи (Элла Баллентайн) устала все это терпеть и ждет не дождется, когда мать отвезет ее к отцу. По дороге туда Кэти сбивает волка, после чего машина ломается – как полагается, где-то посреди ночного леса, да еще и под проливным дождем. Пока мать с дочерью ждут помощи, им становится очевидно, что они тут не одни.
Возможно, вы этого уже не помните, но в 2008 году в свет вышел на удивление приличный триллер «Незнакомцы», в котором Лив Тайлер и Скотт Спидман защищали свой дом от группы непрошеных гостей в масках. Несмотря на то что этот фильм очень неплохо заработал в прокате (52 миллиона сборов при бюджете в 10 миллионов), его режиссер и сценарист Брайан Бертино аж на шесть лет залег на дно. Вновь активизировался он лишь пару лет назад, и «Монстр» – всего лишь третий его режиссерский проект.
«Незнакомцев», в принципе, нельзя было назвать большим фильмом, но «Монстр» еще скромнее – его бюджет не достигает и 3 миллионов долларов, актеров можно пересчитать по пальцам, при этом львиную долю времени на экране только двое из них (Скотт Спидман появляется всего лишь в одном эпизоде и мелькает так быстро, что его даже толком не разглядеть). И хотя фильм подается как хоррор, в первую очередь это семейная драма – тяжелая и печальная, но жизнеутверждающая.
Несмотря на несколько брутальных убийств, в центре событий здесь отношения между Кэти и Лиззи – изуродованные ненавистью, сломанные скандалами, но еще теплящиеся. Кэти погрязла в пучине алкогольной депрессии, Лиззи не собирается ее понимать и яростно отстаивает свое право быть просто ребенком – обе идут на принцип, в итоге одна закидывает дочь «факами», вторая при каждом удобном случае напоминает матери, как она ее ненавидит.
Это было в прошлом, но эта поездка многое изменит – Кэти подсознательно понимает, что Лиззи уже выросла и от отца больше не вернется, поэтому общаются они куда спокойнее, чем обычно. А затем, перед лицом опасности, поймут, как важны друг для друга и как на самом деле друг друга любят. Это очень простая мысль, но в «Монстре» она звучит на редкость эффектно. Молодец тут и Бертино, которому флешбэки в отношения матери и дочери не менее интересны, чем нагнетание саспенса, и особенно Зои Казан, которая здесь абсолютно на своем месте – вечная девочка, она кажется не матерью, а старшей сестрой Лиззи, и тем более впечатляет ее трансформация из инфантильной эгоистки в немножко бестолковую, но абсолютно бесстрашную «Рипли» (неслучайно фильм открывается и закрывается фразой «Мама говорила мне, что монстров не существует. Она ошибалась», явно отсылающей к «Чужим»).
К сожалению, о хоррор-части «Монстра» говорить в таких превосходных тонах уже не получится. Да, Бертино неплохо отрабатывает саспенс. Да, Бертино прекрасно чувствует темноту (это хорошо было видно еще в «Незнакомцах») и умеет играть на ней. Да, Бертино не стесняется крови, и пара сцен с атаками монстра весьма кровожадны. Но сам монстр выглядит так, словно попал сюда по ошибке – и дело даже не в качестве его исполнения, а в «трэшевом» дизайне, который, кажется, создавался с оглядкой на Тыквоголового от Стэна Уинстона, но несет на себе явную печать низкобюджетного хоррор-мусора начала нулевых. Не обошлось тут и без штампов, даже таких архаично неприличных, как вскакивающий при попытке до него дотронуться монстр – только что вроде бы мертвый. В итоге возникает мощный когнитивный диссонанс и даже закрадывается крамольная мысль, что без монстра «Монстр» был бы еще лучше.