Реакция зала на футбольных "Фанатов" англичанина Ника Лава предполагается неадекватной, но бурной. Русские футбольные фанаты будут поощрительно гоготать под каждое матерное слово, раздающееся с экрана, аплодировать кровавым дракам и улюлюкать, когда на экране издеваются над "черными". Они не будут учитывать одну простую вещь -- что сами они не английские фанаты, хоть режь, хоть матерись, бейся, улюлюкай строго по образцу и заказывай шикарные автобусы из Подмосковья на матч под Питером...
Ведь они не только последние пятьсот лет не стригли свой газон, они всю тысячу лет на газон, грубо говоря, срут (фильм позволяет подобную лексику), в чем только и самовыражаются.
Чисто внешнее сходство мира "Фанатов" с войнами люберецкой братвы и даже принадлежность их идола люберецко-чукотскому Абрамовичу не стоит, таким образом, переносить на сам фильм. Он хороший, тонкий, интеллигентный, жутко смешной и полностью подтверждает, что в кино Англии – новый взлет. Спустя полвека после движения "рассерженных" оно снова рассердилось. На гламур, на политкорректность, на социум, на буржуазные ценности, на скуку и лажу. Оно создает сейчас актуальные формы гиперреализма – субъективные и свободные. Больше нигде такого нет. И через несколько дней в глухом лондонском предместье, в жалкой компании разномастных фанатов реально существующего "Челси" это кино способно донести вечные, общие, коренные закономерности жизни. Ведь на самом деле фильм – о том, что вся цивилизация – порождение безличной скуки. Кто себя не нашел, ищет развлечений, и вот богатеет, женится, заводит детей и любовниц и отрывается на других. А такой отрыв – всегда война, и если на улице не Вторая мировая, если вы не в Чечне, Ираке, Израиле, на худой конец – не в Северной Ирландии, то в свободное от работы и семьи время просто пойдете стенка на стенку. Изобретенный англичанами футбол – прекрасный повод.
Субъективная манера повествования от лица одного великовозрастного фаната (Дэнни Дайер) позволяет всей этой скуке вдруг резко поумнеть. Он сам рассказывает про всех своих дружбанов, и что хочет, то и делает. Вдруг перескакивает на детство, как они с другом (Нил Маскелл) трахали первых девочек, вдруг – в хроникальные съемки Второй мировой, на которой был другой фанат (Дадли Саттон), вдруг – на историю жизни командира фанатов, психопата и импотента (Фрэнк Харпер) или вообще в свои кошмарные сны. Кошмары, пожалуй – единственная неубедительная, слишком манерная деталь повествования, но остальное… Матерщина беспробудная между собой, и все прекрасно друг друга понимают, лица, тупеющие от выпивки, но породистые у каждого, характеры – колоритные, ситуации – честные, диалоги – просто умора. "Твой спит? – И мой спит. – Да у него все равно член, как у щучки. – А у моего, как у корюшки". Это самый приличный текст.
В Ноевом ковчеге Ника Лава – подлость "среднего класса" родителей невесты, подлость "органического антисемитизма" у самых тупых таксистов, подлость "лидерских амбиций" у молодого, да раннего Иуды, радикальное сомнение у каждого нормального маргинала и какое-то дикое благородство двух дедков-ветеранов. Последнее просто песня – вот на ней стоит все кино, все его отношения. Еще, правда, на том, что фанатские штучки, драчки, безумства и хулиганства не мешают ни одному из персонажей жить с удобствами, с деньгами и лендроверами, заработанными по будням нормальным честным трудом. Кто – цветовод, кто кондиционерами торгует, а все, что случилось – уже потом. Случилась-то лишь одна стычка фанатов "Челси" с фанатами "Миллуолла" из-за нулевого полуфинала в субботу. А так – сплошь картинки жизни, хохмы, калейдоскоп. Но Ноев ковчег налицо, так как отношения есть. Всех ко всем, очень четкие.
Откуда они берутся? Из культуры нонконформизма: "Не отступать, не сдаваться". Рассказчик ведь скажет, в конце концов, под гогот дружбанов: "Да, оно того стоило". И без культуры нонконформизма смысл сказанного не понять. Всей советской действительности хватило в свое время лишь на Николая Глазкова с однострочным стихотворением "Бегут они без друга, без жены"… Оно называется "Футболисты", тоже является общечеловеческим, но на упомянутую культуру не тянет совершенно. А в фильме реальное беспокойство вызывает один только внеэстетический пункт.
"Фанаты" у нас будут идти с субтитрами, но писать словами, причем каждым практически словом все полтора часа "хуячили", "ебанутый", "отпиздили" и т.п. еще затруднительней, чем произносить это вслух, если ты не из люберецкой братвы.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.