Не во всем совершенный, но остроумный и бескомпромиссный комедийный экшен, украшенный ярчайшими персонажами и свежей концепцией
Несколько ирландских боевиков встречаются с теневыми дельцами, чтобы приобрести крупную партию оружия. Все проходит сравнительно спокойно, но уже на выходе выясняется, что двое ребят с разных сторон сделки буквально накануне поцапались в ночном клубе. Слово за слово, и разборка между ними разгорается с новой силой – вплоть до того, что раздаются выстрелы. Теперь участники сделки разбежались по укрытиям и не знают, что делать, – умирать никому не хочется, но и дела так вообще-то не делаются.
Британский постановщик Бен Уитли работает в кино более десяти лет, но обратить на себя внимание заставил лишь в прошлом году, когда снял «Высотку» – амбициозный триллер о том, как в замкнутом пространстве в экстремальной ситуации вроде бы приличные люди превращаются в зверей. Фильм выбрался за пределы родной Великобритании во многом благодаря участию интернациональных звезд (Том Хиддлстон, Люк Эванс, Джереми Айронс), но приняли его неоднозначно. После чего Уитли заручился поддержкой интернациональных звезд (и Мартина Скорсезе)… и снял еще один амбициозный триллер о том, как в замкнутом пространстве в экстремальной ситуации вроде бы приличные люди превращаются в зверей.
Главное и принципиальное отличие «Перестрелки» от «Высотки» в том, что свой новый фильм Уитли щедро залил юмором. Персонажи тут один другого смачнее, и шутки Уитли высекает из очень разных вещей – двое сцепившихся парней продолжают переругиваться вплоть до самого финала; трусоватый гангста-wannabe (Шарлто Коупли) непередаваемо забавен в своем немного нелепом стремлении доказать всем, кто тут самый крутой парень; импозантный «решала» (Арми Хаммер) сохраняет каменное спокойствие и флегматично острит под пулями; единственная участница переговоров пытается смыться, прикрываясь тем, что она женщина… Оглядывая фильм целиком, надо сказать, что это блестящая фабула, которая под завязку забита возможностями – знай себе да срывай, и Уитли не тушуется, но в то же время, к сожалению, принимает ряд не очень удачных решений.
Первое из них заключается в том, что практически каждый герой в первые же минуты перестрелки получает по паре не смертельных, но ограничивающих подвижность ранений, а под конец все сводится к тому, что персонажи буквально ползают друг за другом (и это не преувеличение!). Как ни крути, а динамики и увлекательности в «черепашьих бегах» не так уж много. Во-вторых, Уитли оказывается неспособен дать зрителю четкую картину происходящего – где кто находится, неясно вообще. Герои перебираются из одного укрытия в другое, то «сползаются», то расползаются, но где при этом находятся их враги, понять можно далеко не всегда. Говорят, что, готовясь к съемкам, Уитли со товарищи моделировали все перемещения персонажей в «Майнкрафте», но на экране этой выверенной логики не видно – просто хаотичные телодвижения, не пойми на что направленные.
Также «Перестрелке» можно вменить в вину некоторую предсказуемость финала, но, к счастью, это не тот фильм, в котором от заключительного твиста многое зависит. Это кино-аттракцион, по своему смыслу мало отличающийся от каких-нибудь «Трансформеров» или «Форсажа» – только для немного другой, маргинальной аудитории, которая обожает черный юмор, ярких персонажей и брутальное насилие «под Тарантино». Для таких людей снимают не так уж и мало, но очень редко так качественно, с такой смачной оттяжечкой, как Уитли.
С 27 апреля в кино.