Претендующая на злободневность историческая драма, в которой один честный человек пытается защитить презумпцию невиновности от попирающих ее негодяев-политиков.
Гражданская война окончена, Линкольн мертв, но как следует выместить народный гнев не на ком – актер Джон Уилкс Бут, непосредственно стрелявший в президента, убит при задержании. Решено устроить показательный процесс над всеми замешанными в этой гнусной истории, включая мать особо шустрого заговорщика, успевшего добежать до Канадской границы.
История Мэри Суррат (Райт) знакома каждому американскому школьнику не хуже деталей самого убийства Линкольна на спектакле "Мой американский кузен". Святость темы тому виной или наоборот, ее замусоленность, но Роберт Редфорд видимо решил перестраховаться и подошел к вопросу с позиции вызывающе кондового, местами откровенно социалистического реализма. Пусть в центре событий и производственная драма о неиспорченном работнике судебной системы, искренне пытающемся ее изменить, мелькающие на заднем плане президенты (кроме Линкольна есть еще Эндрю Джонсон) волей-неволей подталкивают искать параллели с "Лениным в октябре" или "Человеком с ружьем".
Дом Мэри Суррат, где собирались заговорщики, до сих пор стоит в Вашингтоне.
Это первый проект The American Film Company, планирующей специализироваться исключительно на исторически точных костюмных картинах о прошлом США.
Известный своими крайне либеральными взглядами, Редфорд выпускает на арену и соответствующего героя: отставной офицер северян (МакЭвой), переквалифицировавшийся в адвокаты, оказывается образцовым идеалистом, готовым вопреки ненависти к конфедератам пойти на костер за никому не нужную правду. На другой чаше весов как всегда политики: если точнее, политики-республиканцы, готовые по-Редфорду что сейчас, что 150 лет назад глубоко засунуть гражданские свободы ради своих сиюминутных целей. Тот факт, что тогдашние республиканцы во главе с Линкольном вообще-то освободили негров от демократов-рабовладельцев, Редфорда, кажется, не волнует, как и довольно грубоватые обобщения. Но предсказуемость суждений не мешает наслаждаться твердой режиссерской рукой и продуманной до мельчайших деталей фактурой.
Тяжело дышат косноязычные свидетели обвинения, не менее тяжело скрипят полы и массивные антикварные кресла. Клерки ездят на работу в седле и из-за нехватки дорожного покрытия ступают начищенной обувью прямо в грязь. Робин Райт выглядит так, словно директор по кастингу месяц ее не кормил и периодически поколачивал. Неудивительно, что в такой среде актерам было где развернуться, особенно той же Райт, совсем, кажется, не умеющей играть посредственно Ивэн Рэйчел Вуд.