Давно были подозрения, что самурайский кодекс -- всего лишь полная характеристика интеллигентного человека, которую ищут, ищут и до сих пор не могут найти. Западный образ интеллигенции всегда трудно вязался с Дальним Востоком, хотя связывать их начал еще Карл Густав Юнг. Однако"Сумрачный самурай" Едзи Ямады дает упомянутую характеристику столь же наглядно, как сорок лет назад к ней подводила буддийская "Чарулота". Индиец Сатьяджит Рэй считал этот чеховский фильм своим самым лучшим из нескольких десятков...
Давно были подозрения, что самурайский кодекс – всего лишь полная характеристика интеллигентного человека, которую ищут, ищут и до сих пор не могут найти. Западный образ интеллигенции всегда трудно вязался с Дальним Востоком, хотя связывать их начал еще Карл Густав Юнг. Однако "Сумрачный самурай" Едзи Ямады дает упомянутую характеристику столь же наглядно, как сорок лет назад к ней подводила буддийская "Чарулота". Индиец Сатьяджит Рэй считал этот чеховский фильм своим самым лучшим из нескольких десятков…
японец Ямада всю жизнь снимал самый длинный сериал мирового кино ("Тора-сан") и, закончив его, теперь, в своем 77-м фильме тоже, наверно, неслучайно взялся за историческую прозу.
Кстати, единственный серьезный недостаток "Сумрачного самурая" – что все видимые перемены в жизни интеллигента совершаются в предисловии, послесловии, титрах и закадровом комментарии. В кадре, несмотря на финальный бой, он живет постоянно на одной ноте. Не хотелось бы, чтобы это тоже оказалось характеристикой, да это и неправда. Перемены же были, Ямада, наверно, просто побоялся нарушить интонацию трепетности и хрупкости каждого мига жизни, а зря. Истинный самурай не побоялся бы. С другой стороны, когда Джармуш в "Псе-призраке" все время что-то меняет в жизни Фореста Уитакера, вместо интеллигентности получается голливудский налет на всякое бусидо, что тоже противоестественно.
Красивый артист с неглупым лицом Хироюки Санада в порванном кимоно абсолютно сливается с образом порядочного человека. Не может он подсуетиться, прогнуться и лизнуть, чтобы зарабатывать 150 коку риса в год вместо жалких пятидесяти. Жена когда-то пилила? Он вкалывал ей на лечение, лез в долги, но учел. Умерла жена от чахотки? Он вкалывает на двух малолетних дочек и мать-маразматичку, расплачивается с долгами, но жениться больше не вправе. Красивая артистка Риэ Миядзава в дорогостоящих кимоно тоже учитывает все, что можно. Смотрите сами, чего я буду рассказывать? Естественно, что на них все наезжает и наезжает неинтеллигентная, неподлинно самурайская "общественная жизнь". Даже бусидо можно извратить так, что эпохе сегунов придет конец. Но, хотя до конца фильма подлинный самурай Сэйбэй (Санада) не дожил, каждому бы столько счастья, сколько ему досталось. Вот, не взирая на вздувшиеся трупы в речке, жутких жлобов-сослуживцев в замке и долгое ожидание своей Томоэ (Миядзава).
Это не демагогия.