
В повторный российский прокат выходит культовая трилогия Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»). Рассказываем, как польский автор снял сразу три фильма на экзистенциальную проблематику Франции, не забывая про родину, и разбираемся, почему они ничуть не потеряли актуальности и сегодня.
В повторный российский прокат выходит культовая трилогия Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»). Рассказываем, как польский автор снял сразу три фильма на экзистенциальную проблематику Франции, не забывая про родину, и разбираемся, почему они ничуть не потеряли актуальности и сегодня.
Большой режиссёр на новом месте
Польский режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский начинал как документалист. В конце 60-х и в 70-х его интересовала повседневная жизнь горожан, рабочих завода или солдат в социалистической стране. Первые художественные фильмы («Персонал», «Шрам» и «Покой») были сделаны в реалистичной манере. С середины 80-х стиль Кесьлёвского претерпевает серьёзные изменения — автор переходит к экзистенциальным проблемам, пусть и на современном материале. Вершиной польского периода творчества стал «Декалог» — цикл из 10 телевизионных фильмов, которые вольно экранизируют 10 библейских заповедей. Конечно, это не буквальное перенесение основных христианских предписаний на язык кино, в самих эпизодах «Декалога» не было никаких указаний, с какой заповедью нужно соотносить тот или иной фильм. Герои картин жили в одном дворе в Варшаве и могли мелькать сразу в нескольких частях (скажем, столкнуться в лифте или на улице). Расширенные версии телефильмов — «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве» (5-я и 6-я части «Декалога») — сделали Кесьлёвского звездой европейской режиссуры.
Поляку стали поступать предложения от продюсеров из разных стран. Свой следующий фильм (уже в начале 90-х) — мистическую мелодраму «Двойная жизнь Вероники» — Кесьлёвский снимает во Франции. Главную роль исполняет Ирен Жакоб. Картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля и имела успех не только у критиков (что для польского автора привычно), но и у зрителей. Режиссёр продолжил исследовать нравственные и метафизические темы. «Двойная жизнь Вероники», подобно фильмам Дэвида Линча, гипнотизирует и впечатляет возможностью множественных интерпретаций.
Её успех позволил Кесьлёвскому осуществить самый масштабный и амбициозный проект в его жизни — триптих «Три цвета». С его финансированием режиссёру помог французский продюсер румынского происхождения Марин Кармиц. Синий, белый и красный — цвета флага Франции. Трилогия является вольной рефлексией автора на знаменитый девиз «Свобода, равенство, братство». Как и в случае с «Декалогом», впечатляет сама задумка, концепт, но Кесьлёвский не связывает им себе руки. «Синий» и «Красный» сняты полностью на французском, «Белый» в основном на польском, но герои картин живут в одной реальности, что наглядно показывает финал трилогии.
Польские и французские звёзды в главных ролях
В «Синем» в автокатастрофу попадает семейство известного композитора Патриса. Сам он погибает, а вместе с ним и дочь Анна. В живых остаётся только супруга Жюли (Жюльетт Бинош). Вдова пребывает в шоковом состоянии. Патрис писал ораторию по заказу Совета Европы, которая бы возвестила на весь мир о рождении Европейского союза. Работа остаётся незаконченной, Жюли донимают заказчики и журналисты. В то же время женщина узнаёт, что у мужа была другая (Флоранс Пернель). И она ждёт ребёнка. Неожиданно эти новости выводят Жюли из летаргического сна.
В «Белом» француженка Доминик (Жюли Дельпи) подаёт на развод. Причина проста — её польский супруг (Збигнев Замаховский) не выполняет своего долга в постели. Так парикмахер Кароль оказывается на улицах Парижа без денег и без паспорта. На родину он возвращается в чемодане. Дома Кароль никак не может забыть Доминик. Чтобы вернуть жену, ему приходится стать находчивым предпринимателем.
В «Красном» Валентина (Ирен Жакоб), студентка Женевского университета и фотомодель, случайно сбивает собаку отошедшего от дел судьи-пенсионера (Жан-Луи Трентиньян). Есть у него необычное и не очень законное хобби — он прослушивает телефонные разговоры соседей. Несмотря на разницу в возрасте, между студенткой и судьёй завязывается дружба. Параллельно мы знакомимся с Огюстом, соседом Валентины, который учится на юридическом факультете. Молодые люди постоянно видят друг друга, но знакомятся только на пароме до Англии.
Три лица трилогии — большие французские актрисы Жюльетт Бинош, Жюли Дельпи и Ирен Жакоб. С последней Кесьлёвски работал на «Двойной жизни Вероники», с двумя другими сотрудничал впервые. Роль матери Жюли в «Синем» исполняет Эмманюэль Рива, судьи в «Красном» — Жан-Луи Трентиньян. Почти через 20 лет они сыграют пожилую пару в «Любви» Михаэля Ханеке. При этом оба прославились ролями в культовых мелодрамах 50-60-х: Рива снималась у Алена Рене в картине «Хиросима, моя любовь», Трентиньян — в фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина».
Не забыл польский режиссёр и о соотечественниках. Все они сосредоточены в «Белом». Збигнева Замаховского (Кароля) он уже снимал в «Декалоге». Брата Кароля играет Ежи Штур, один из любимых актёров Кесьлёвского. Он главный герой и «Кинолюбителя», и «Шрама», и «Покоя». Интересно, что в «Декалоге» Штур и Замаховский уже играли братьев. Вернуться на родину Каролю в «Белом» помогает таинственный земляк Миколай (Януш Гайос — артист также снимался в «Декалоге»).
В «Трёх цветах» Кесьлёвский собирает звёзд как французского, так и польского кино. Трудно вспомнить другой подобный проект, в котором бы сошлись актёры столь высокой величины из Западной и Восточной Европы.
Любимые соавторы снова в деле
Хотя «Три цвета» по большей части снимались во Франции и с французскими актёрами, соавторы у Кесьлёвского были польские, с которыми он сотрудничал уже много лет. Музыку ко всей трилогии написал Збигнев Прайснер — композитор «Декалога», «Двойной жизни Вероники» и «Без конца». Оператором выступил Славомир Идзяк, снимавший ещё дебютный игровой фильм Кесьлёвского «Шрам». Сценарий триптиха вместе с режиссёром написал Кшиштоф Песевич — вместе они работали над «Декалогом» и «Двойной жизнью Вероники».
По образованию Песевич юрист. В 70-х он не раз защищал противников коммунистического режима, выступая в качестве юридического советника «Солидарности». С Кесьлёвским они познакомились в начале 80-х. Тогда режиссёр планировал снять документальный фильм о судебной системе страны. Из юридической практики Песевича выросли сюжеты для «Декалога».
«Три цвета» является удивительным слиянием культур, и не только на уровне актёров и режиссёра. Это трилогия, снятая на французской земле, но польскими творцами. Получается необычный взгляд со стороны на базовые ценности западноевропейского общества. При этом и Кесьлёвский, и Идзяк, и Песевич, и Прайснер формировались в культуре, где не было ни свободы, ни равенства. Может быть, только в таких условиях и могло родиться настоящее братство.
Цвет имеет значение
Начиная с «Декалога» кинематограф Кесьлёвского полон символов, не только христианских, но и общекультурных. Конечно, режиссёр неслучайно выбирает цвета французского флага и выносит их в названия фильмов. Оператор Славомир Идзяк в каждом фильме меняет цветовую гамму изображения, насыщая её то синим, то белым, то красным.
Синий — цвет свободы, но в то же время он отчётливо преломляет душевное состояние героини. До страшной автокатастрофы Жюли жила в тени гения, а теперь внезапно стала распоряжаться его творческим наследием и материальными ценностями. Эта свобода далась ей страшной ценой, с другой стороны, трагедия позволила начать жизнь с чистого листа, но поймёт это вдова композитора далеко не сразу. Пока же её судьба отливает печальной синевой. Часто экран погружается в темноту — Жюли словно бы выключается на несколько секунд. А затем камера выхватывает нотную тетрадь с ораторией, занавеску или окно комнаты. Необычные ракурсы (субъективный взгляд от лица героини) Идзяк опробовал ещё в «Коротком фильме об убийстве».
Белый — цвет равенства. Это самая ироничная часть трилогии. Ведь равенства в нашем мире нет. Все равны, но есть равнее. Оттого и в центре сюжета мезальянс поляка и француженки. Фильм начинается с заседания в зале суда по поводу возможного развода. Кароль, который и так не чувствовал себя парой для красавицы Доминик, теперь может лишь вспоминать, как прекрасна была невеста в белом. Символично, что причиной расставания становится импотенция мужчины. Он не может произвести семени (снова белый). В этом браке чувствуется метафора отношений Польши и Франции: восточная страна смотрит на Запад с придыханием и завистью, хочет однажды стать такой же, как они, обрести настоящую свободу. Этот постсоциалистический комплекс никуда не делся и сегодня. Можно эту проблему неравенства рассматривать и на личном уровне — сам Кесьлёвский вырвался из Польши во Францию, и для его карьеры это стало очевидным шагом вперёд.
Красный — цвет братства. Кесьлёвский понимает братство как способность понять и простить другого человека, проявить сострадание. Ровно так поступает студентка по отношению к пожилому судье. Валентина может понять его поступок, её даже привлекает его запретное увлечение. Сама девушка позирует фотографу в красном свитере на красном фоне, её возможный возлюбленный юрист Огюст разъезжает на красном джипе. Но красный — и цвет любви. Огюст — проекция судьи. Если бы только он встретил Валентину раньше, они могли бы быть вместе, сейчас между ними возможна только дружба.
Универсальная проблематика
Со второй половины XX века Кесьлёвский перестаёт интересоваться политикой и социальным устройством общества, центральной темой его творчества становится человек перед лицом вызовов судьбы, перед своими чувствами в широчайшем диапазоне от любви до горя. Сам режиссёр заявлял, что нет ничего труднее, чем снимать кино о том, что составляет внутреннюю жизнь человека: об интуиции, предрассудках, предчувствиях, суевериях, снах. Именно к этому он стремится в триптихе, понимая изначальную обречённость замысла.
Поводом к разговору о вечном становятся понятные и узнаваемые коллизии: потеря близких, развод и случайная встреча. В трилогии Кесьлёвский вообще многое отдаёт на волю случая, человек перед ним бессилен. Остаются только те самые предчувствия, суеверия и сны. Все они точно его. Правда, многочисленные совпадения в жизни персонажей и связь между героями трёх фильмов добавляют картинам мистическое измерение.
«Три цвета» стали итогом творческого пути безвременно ушедшего из жизни режиссера — 13 марта 1996 года Кесьлёвский скончался от сердечного приступа. Незадолго до смерти он приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Песевичем. Режиссёр планировал снять «Рай», «Ад» и «Чистилище» по «Божественной комедии» Данте. Этим планам не суждено было реализоваться, но «Три цвета» навсегда вошли в историю кино. Ведь и в художественном, и фабульном отношении все три картины ничуть не устарели. Да и как могут устареть чувства или мысли о базовых моральных и этических понятиях?