![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
С поправкой на дебют «Беглецов» можно считать удачей, особенно в сравнении с недавним «Золотом» – живее, динамичнее, правдивее, по-сибирски основательно и красиво
С поправкой на дебют «Беглецов» можно считать удачей, особенно в сравнении с недавним «Золотом» – живее, динамичнее, правдивее, по-сибирски основательно и красиво.
1907 год. На бескрайних таежных просторах Сибири, где редко встретишь охотника или старателя, свою погоню за беглыми каторжанами ведут отряды лихих мужичков, охочих до легкой добычи. Один из таких отрядов, возглавляемый безжалостным Кудимом, преследует бежавшего из заключения «политического» – Павла. Чудом избежавший гибели Павел натыкается в чаще на маленький домик местного золотоискателя Василя и его жены Устьи. Беглец соглашается помочь старателю добыть золото из разрушенной шахты в обмен на то, что Василь проведет Павла в город в обход преследователей. Но охотники за головами находят временное убежище каторжанина, и вот Павел и Устья уже вынуждены бежать вместе.
Насколько бескрайня Сибирь, настолько бесконечен и источник вдохновения рассказов о ней. Сотни народов с их легендами и поверьями, таинственные места и глухая чаща, долины, где не ступала нога человека, и исторические постройки, уходящие корнями в тысячелетнее прошлое. Подход к этому неисчерпаемому хранилищу культурных богатств непрост, нужно иметь особую хватку, чтобы писать книги или снимать кино о Сибири, но и результат при правильном подходе обязательно порадует.
Режиссер-дебютант Рустам Мосафир – отчаянно смелый человек, раз взялся за столь сложный хотя бы в техническом плане фильм. Работа на натуре, длительные дальние командировки, исторический антураж и атмосфера отчужденности и удаленности от цивилизации – даже по отдельности эти слагаемые совсем не просты для реализации, что уж говорить о необходимости все их филигранно соединить. Опасное мероприятие. Но Мосафира можно похвалить – «Беглецы» получились. Не стали прорывом или откровением, но продемонстрировали и крепость руки молодого режиссера, и прежнюю, известную еще с советских времен, привлекательность сибирских историй про «лихих» мужичков, про суровую таежную справедливость, про богатства края и алчность человеческую.
За основу сценария «Беглецов» была взята повесть советского писателя Глеба Пакулова, человека, всю жизнь и творчество посвятившего Сибири. Сценаристы прошлись по произведению довольно смело, поэтому литературную крепость, компактность и устойчивость история подрастеряла, но, к счастью, не превратилась в кисель – есть вполне понятные живые персонажи, есть обстоятельства, в которые герои попадают, есть объяснимые действия, к которым герои прибегают, чтобы разрешить свои проблемы. Возможно, история выиграла бы, будь она чуть более открыта зрителю, ведь о персонажах мы не знаем почти ничего, и за время фильма нам открывается немногое. Но объяснить такую «сухость» можно грубой сибирской немногословностью и основательностью.
В противовес буксующему временами сюжету и тяготеющей к камерности режиссуре «Беглецы» предлагают фантастическую картинку и невероятную операторскую работу. Даже если вы никогда не были в сибирской тайге, фильм даст ощутить ее почти физически: хлещущие по лицам героев ветки, вероломные коварные топи, каменные уступы, непроходимые леса, речные пороги – не влюбиться в это дивное природное многообразие просто невозможно. Учитывая, что картина – отнюдь не медитативное наблюдение за миром из укрытия, а комок действия, работа оператора заслуживает всяческих похвал.
Кстати, о действии. Конечно, картина о каторжанах, охотниках за головами, золотодобытчиках не может оставить зрителя без экшена. Финансирование дебютной работы наверняка оставляло желать лучшего и многое не позволило реализовать, но даже при этом фильм держит зрителя в напряжении. В «Беглецах» есть и погони, и перестрелки, опасные падения и головокружительные трюки. Все это снято с основательностью и пониманием целей и задач – сделать этакий таежный истерн, с лошадками, ружьями, поруганной красоткой и человеком чести, противостоящим злу. Почти все получилось, за исключением романтики – ну не вышло у Петра Федорова и Лизы Боярской высечь искру в отношениях своих героев. Бывает. Зато с остальным у них все в порядке – Петр снова кувыркается в грязи и опять играет человека, способного на добро и подвиг, а Елизавета заманчиво улыбается, тигрицей бросается на противников и игриво сердится на своего неожиданного спутника.
«Беглецы» в самом хорошем смысле напоминают советские фильмы, какие-нибудь «Тени исчезают в полдень» или что-то с Олегом Далем или Александром Кайдановским. Выпуклые характеры, суровая жизнь, постоянное испытание чести и достоинства. Хорошо, что такое кино появляется – видно, что его создатели не идут простым, предсказуемым и сиюминутно выгодным путем. Пусть пока получается не все, но Сибирь сколь сурова, столь и справедлива. Раз приняла, уже не прогонит.